Закон Республики Молдова от 30.07.1999 г. N 581–XIV

О фондах

Закон Республики Молдова

N 581–XIV от 30 июля 1999 года

(Monitorul Oficial N 118–119 от 28 октября 1999 года)

Парламент принимает настоящий органический закон.

Настоящий закон регулирует порядок образования, функционирования и прекращения деятельности фондов.

Глава I

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие фонда

Фонд является некоммерческой организацией, не имеющей членства, созданной на основе учредительного документа одним или несколькими физическими и/или юридическими лицами, наделенной имуществом, обособленным и отдельным от имущества учредителей, которое предназначено для достижения некоммерческих целей, предусмотренных уставом.

Статья 2. Правовой статус фонда

С момента своей регистрации фонд получает статус юридического лица.

Статья 3. Законодательство о фондах

Деятельность фондов, представительств и филиалов иностранных фондов, созданных на территории Республики Молдова, регламентируется Конституцией, настоящим законом, иными нормативными актами, а также международными конвенциями и соглашениями, одной из сторон которых является Республика Молдова.

Статья 4. Пользователи фонда

(1) Пользователями фонда признаются физические и юридические лица, в пользу которых может быть осуществлена определенная плата, оказаны услуги или передана часть имущества фонда в соответствии с уставом последнего.

(2) В отношении пользователя фонда — юридического лица деятельность фонда признается общественно полезной лишь в случае, если это лицо является некоммерческой организацией, предусмотренной пунктами а) и b) части (1) статьи 52 Налогового кодекса, и соответствует требованиям части (2) этой же статьи.

Статья 5. Общественно полезные фонды

Общественно полезными фондами являются фонды, деятельность которых направлена на защиту прав человека, развитие демократии, получение и распространение знаний, воспитание, развитие образования и науки, культуры и искусства, физической культуры и любительского спорта, охрану здоровья, социальное обеспечение, защиту окружающей среды, пропаганду общечеловеческих ценностей, поддержку религии, а также иных сфер, имеющих общественно полезный характер.

Глава II

СОЗДАНИЕ ФОНДА

Статья 6. Учредители фонда

(1) Фонд может быть учрежден по инициативе одного или нескольких физических и/или юридических лиц (далее — учредитель, учредители).

(2) Учредителями — физическими лицами могут быть дееспособные граждане Республики Молдова, лица без гражданства и иностранные граждане.

(3) Фонд может быть учрежден и на основании завещания.

(4) Учредителями фонда не могут быть центральные и местные органы публичной власти и бюджетные организации.

Статья 7. Наименование и символика фонда

(1) Наименование фонда в обязательном порядке должно содержать слово "фонд".

(2) Если в наименовании фонда использовано имя физического лица, фонд должен представить Министерству юстиции согласие этого лица относительно наименования фонда, а если физического лица, имя которого использовано в наименовании фонда, нет в живых, фонд должен представить согласие супруга (супруги), родителей и совершеннолетних детей умершего лица.

(3) Фонды могут иметь в качестве символики эмблемы, флаги, вымпелы. Символика фонда утверждается его руководящими органами и регистрируется в Министерстве юстиции.

(4) Наименование и символика фонда должны отличаться от наименования и символики других юридических лиц, включая ликвидированных по решению судебной инстанции или прекративших свою деятельность.

(5) Символика фонда не должна совпадать с государственной символикой Республики Молдова и других государств. Использование изображения государственного герба на атрибутах фонда не допускается.

Статья 8. Местонахождение фонда

(1) Местонахождением фонда признается местонахождение его руководящих органов.

(2) Местонахождением фонда может быть и место жительства одного из его учредителей.

Статья 9. Имущество и ответственность фонда

(1) Начальное имущество фонда составляют материальные и/или финансовые средства, переданные ему учредителем.

(2) Имущество, переданное фонду учредителем, является собственностью фонда.

(3) Имущество фонда должно обеспечивать реализацию целей, определенных уставом. Начальное имущество фонда должно составлять сумму не менее чем в 200 минимальных заработных плат, которая не может быть уменьшена в процессе деятельности фонда.

(4) Источниками формирования имущества фонда могут быть:

а) взносы учредителей;

b) пожертвования физических и юридических лиц;

с) поступления из национального публичного бюджета и внебюджетных фондов;

d) гранты;

e) доходы от деятельности фонда и созданных им предприятий;

f) средства, полученные в результате деятельности, направленной на их накопление (проведение кампаний по привлечению средств, организация культурных, спортивных, развлекательных и других мероприятий).

(5) Публичные финансы могут быть направлены на поддержку осуществляемой фондом деятельности только на конкурентной основе и лишь в случае, если фонд официально сертифицирован в качестве общественно полезного. При этом публичные финансы не могут быть направлены на покрытие административных расходов фонда.

(6) Имущество фонда не может быть использовано в интересах его учредителя, членов руководящих органов фонда, а также сотрудников фонда.

(7) Учредитель не несет ответственности по обязательствам фонда, так же как и фонд не несет ответственности по обязательствам учредителя.

Статья 10. Акт об учреждении фонда

(1) Учредитель (учредители) подписывает акт об учреждении фонда, которым может быть решение об учреждении, если учредителем является одно лицо, или договор об учреждении, если учредителями являются два лица или более.

(2) Акт об учреждении фонда заверяется нотариусом и должен содержать:

а) сведения об учредителе (учредителях): для физических лиц — фамилия, имя, год рождения, место жительства, гражданство, номер и серия документа, удостоверяющего личность; для юридических лиц — номер и дата выдачи свидетельства о государственной регистрации, местонахождение, банковские реквизиты, фамилия и имя руководителя;

b) наименование фонда;

с) цели фонда;

d) категории потенциальных пользователей фонда;

е) срок действия фонда;

f) начальное имущество фонда и порядок его передачи;

g) предназначение имущества в случае ликвидации фонда или порядок определения этого предназначения;

h) порядок назначения и отзыва членов совета фонда и их идентификационные данные;

i) подпись учредителя (учредителей).

(3) Если фонд учрежден на основании завещания, решение об учреждении подписывается исполнителем завещания в соответствии со свидетельством о праве на наследство и содержит идентификационные данные исполнителя завещания, фамилию и имя учредителя и данные, предусмотренные частью (2) настоящей статьи, за исключением пунктов a) и i). В свидетельстве о праве на наследство, выдаваемом нотариусом исполнителю завещания, указывается на обязанность зарегистрировать фонд в течении месяца от имени завещателя в соответствии с настоящим законом. Если исполнитель завещания уклоняется от исполнения обязательств, вытекающих из завещания, по требованию нотариуса или Министерства юстиции судебная инстанция своим решением может обязать его выполнить эти обязательства.

(4) Если фонд был учрежден на основании завещания, законные наследники и кредиторы учредителя имеют по отношению к фонду такие же права, как и по отношению к любому другому завещанному имуществу.

Статья 11. Устав фонда

(1) Устав фонда утверждается учредителем (учредителями). Если фонд учрежден на основании завещания, его устав утверждается исполнителем завещания в соответствии со свидетельством о праве на наследство.

(2) Устав фонда должен содержать:

а) наименование фонда;

b) местонахождение фонда;

с) цели фонда и способы их достижения;

d) идентификационные данные учредителя (учредителей);

е) порядок передачи фонду имущественных прав;

f) порядок управления и распоряжения имуществом фонда;

g) категории потенциальных пользователей фонда;

h) срок деятельности фонда;

i) порядок назначения и отзыва членов совета фонда, круг полномочий совета, а также порядок принятия им решений;

j) организационную структуру фонда, наименование его структурных подразделений, если таковые существуют, и круг их полномочий;

k) порядок прекращения деятельности фонда, определение условий, при которых он может быть ликвидирован;

l) предназначение имущества в случае ликвидации фонда;

m) иные специальные условия, не противоречащие законодательству.

(3) В случае, если положения устава фонда противоречат положениям законодательства, применяются положения законодательства.

(4) Руководящие органы фонда могут вносить изменения в устав фонда, если в нем предусмотрена возможность таких изменений. Если сохранение устава в неизменной форме влечет за собой последствия, которые невозможно было предвидеть на момент учреждения фонда, и возможность изменения устава не предусмотрена или в устав не вносятся изменения уполномоченными на то лицами, право вносить изменения принадлежит судебной инстанции по просьбе органов фонда или Министерства юстиции.

Статья 12. Регистрация фондов, филиалов и представительств зарубежных фондов

(1) Регистрация фондов, филиалов и представительств зарубежных фондов осуществляется Министерством юстиции.

(2) Для регистрации фонда в месячный срок со дня подписания учредителем (учредителями) акта об учреждении фонда необходимо представить следующие документы, перечень которых не может быть расширен:

а) заявление о регистрации, в котором содержатся информация о целях фонда, оценка имущества, необходимого для их достижения, а также порядок образования этого имущества. Заявление подписывается всеми членами совета фонда с указанием места жительства каждого члена;

b) устав фонда в двух экземплярах;

c) акт об учреждении фонда в двух экземплярах;

d) банковский документ, подтверждающий уплату регистрационного сбора;

е) документы, подтверждающие передачу имущества фонду;

f) письменное согласие лиц, указанных в части (2) статьи 7 настоящего закона, в случае использования имени физического лица в наименовании фонда;

g) документ, подтверждающий местонахождение фонда;

h) документ, подтверждающий правильность наименования фонда;

i) регистрационный лист о присвоении фонду единого идентификационного кода организаций.

(3) Для регистрации филиалов и представительств зарубежных фондов необходимо представить решение руководящего органа фонда об учреждении филиала или представительства с указанием лица, уполномоченного фондом представлять последний в Республике Молдова, устав фонда с переводом его на государственный язык, а также документы, перечисленные в пунктах а), b), d), е), g), h) и i) части (2) настоящей статьи.

(4) Изменения и дополнения, вносимые в устав фонда, подлежат регистрации в порядке и в сроки, предусмотренные для регистрации фонда.

(5) За регистрацию устава, вносимых в него изменений и дополнений взимается регистрационный сбор в размере трех минимальных заработных плат. За регистрацию изменений и дополнений, обусловленных изменением законодательства, регистрационный сбор не взимается.

(6) Документом, удостоверяющим регистрацию фонда, является свидетельство о регистрации. Форма свидетельства о регистрации утверждается регистрирующим органом.

Статья 13. Решение о регистрации фонда

(1) Министерство юстиции в месячный срок со дня представления документов для регистрации фонда обязано принять одно из следующих решений:

а) зарегистрировать фонд и выдать свидетельство о регистрации;

b) отсрочить регистрацию фонда;

с) отказать в регистрации фонда.

(2) Учредитель, а также его наследники не могут отозвать имущество фонда после его регистрации.

Статья 14. Отсрочка регистрации фонда

(1) Регистрация фонда может быть отложена на срок до трех месяцев в случае:

а) несоответствия поданных для регистрации документов требованиям законодательства;

b) нарушения предусмотренного настоящим законом порядка создания фонда.

(2) Решение об отсрочке регистрации фонда сообщается заявителю в трехдневный срок.

Статья 15. Отказ в регистрации фонда

(1) Отказ в регистрации фонда возможен в случае, если:

а) цели фонда являются противозаконными или его деятельностью может наноситься ущерб принципам правового государства, суверенитету, независимости и территориальной целостности Республики Молдова, а также правопорядку или нормам морали;

b) в трехмесячный срок не были выполнены требования, изложенные в решении об отсрочке регистрации;

с) регистрирующим органом установлено, что в представленных фондом документах содержится недостоверная информация;

d) ранее был зарегистрирован фонд с таким же наименованием.

(2) Решение об отказе в регистрации фонда сообщается заявителю в трех дневный срок.

(3) Решение об отказе в регистрации фонда в установленный срок либо по мотивам, которые считаются заявителем безосновательными, может быть обжаловано в компетентный административный суд в течение 30 дней со дня его сообщения.

(4) Отказ в регистрации фонда по причине нецелесообразности его создания не допускается.

(5) Отказ в регистрации фонда не является препятствием для повторной подачи документов на регистрацию, если причины, послужившие основанием для принятия решения об отказе в регистрации, устранены. Повторное рассмотрение документов осуществляется в общем порядке с взиманием регистрационного сбора.

Статья 16. Регистрация символики фонда

(1) Для регистрации символики фонда представляются:

а) заявление о регистрации символики, подписанное руководителем фонда;

b) решение руководящего органа фонда об утверждении символики;

с) описание символики и графическое изображение символов.

(2) Заявление о регистрации символики фонда рассматривается в месячный срок со дня его представления с принятием решения о регистрации символики или об отказе в ее регистрации.

(3) В случае принятия решения о регистрации символики фонду выдается свидетельство о регистрации символики в соответствии с образцом, установленным Министерством юстиции.

Статья 17. Отказ в регистрации символики фонда

(1) Решение об отказе в регистрации символики фонда принимается в случае, если эта символика:

а) является идентичной с уже зарегистрированной символикой;

b) представляет собой государственный герб, флаг или официальное название государства, награды и другие знаки отличия;

с) содержит имена, портреты физических лиц без наличия их согласия;

d) противоречит своим содержанием принципам морали.

(2) Решение об отказе в регистрации символики фонда сообщается заявителю и может быть обжаловано в порядке административного судопроизводства.

Статья 18. Филиалы и представительства фонда

(1) Фонд вправе создавать филиалы и представительства на территории Республики Молдова.

(2) Создание филиалов и представительств фонда на территории других государств регулируется законодательством этих государств.

(3) Филиалом является подразделение фонда, созданное по решению его органа, уполномоченного на это уставом или иным учредительным документом фонда, расположенное за пределами местонахождения фонда, имеющее определенное местонахождение и осуществляющее тот же вид деятельности, что и фонд.

(4) Представительством является подразделение фонда, созданное по решению его органа, уполномоченного на это уставом или иным учредительным документом фонда, расположенное за пределами его местонахождения, имеющее определенное местонахождение, представляющее и защищающее интересы фонда и заключающее сделки от его имени.

(5) Филиалы и представительства фонда не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденного фондом положения. Фонд наделяет филиалы и представительства частью своего имущества.

Имущество филиалов и представительств учитывается на их собственном балансе и на балансе создавшего их фонда.

(6) Руководители филиалов и представительств фонда назначаются по решению его органа, уполномоченного на это уставом или иным учредительным документом фонда, и действуют на основе доверенности.

(7) Филиалы и представительства действуют от имени создавшего их фонда, и последний несет ответственность за их деятельность.

(8) В отступление от положений части (5) настоящей статьи филиалы и представительства зарубежных фондов, созданные на территории Республики Молдова, являются юридическими лицами.

(9) Руководителями филиалов и представительств зарубежных фондов могут быть лица, проживающие на территории Республики Молдова, назначенные в соответствии с уставом фонда.

(10) Наименование филиала или представительства должно содержать наи менование создавшего его фонда.

Статья 19. Сертификация фондов

(1) В целях частичного или полного освобождения от отдельных налогов, сборов и других платежей в пользу государства, а также получения льгот и привилегий в соответствии с настоящим законом и иными нормативными актами фонды для подтверждения своего общественно–полезного характера имеют право на сертификацию в соответствии с положениями статей 34–37 Закона об общественных объединениях.

(2) После проведения сертификации фонду выдается государственный сертификат.

(3) Фонд, не имеющий государственного сертификата, не может пользоваться налоговыми и другими льготами, предусмотренными для некоммерческих организаций с общественно полезным характером деятельности.

Глава III

ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА

Статья 20. Права фонда

В соответствии со своими уставными целями фонд вправе:

а) поддерживать материально деятельность физических и юридических лиц, соответствующих условиям, предусмотренным статьей 4 настоящего закона;

b) беспрепятственно распространять информацию о своей деятельности;

с) учреждать собственные средства массовой информации;

d) осуществлять издательскую деятельность в целях пропаганды своей деятельности;

е) получать от органов публичной власти информацию, необходимую для осуществления уставной деятельности;

f) создавать филиалы и представительства;

g) заключать с физическими и юридическими лицами двусторонние и многосторонние соглашения о научно–техническом, экономическом, финансовом и производственном сотрудничестве, о выполнении работ и предоставлении услуг, направленные на реализацию уставных целей;

h) осуществлять научные исследования и проектные разработки;

i) содействовать свободной реализации инициатив культурного и воспитательного характера, поступивших от физических и юридических лиц, а также инициатив в области общественных наук, экономики, средств массовой информации, публичного управления и в других областях науки, искусства и культуры;

j) разрабатывать и финансировать специфические программы обучения и специализации в стране или за рубежом граждан независимо от социальной категории и уровня квалификации путем предоставления стипендий, финансовой помощи, технологий и т.д.;

k) развивать связи в области культуры, образования и науки между Республикой Молдова и другими странами на основе свободного обмена идеями и информацией в духе демократии и свободы;

l) поощрять и поддерживать материально развитие средств массовой информации и образовательную деятельность путем организации симпозиумов, конференций и выставок как в Республике Молдова, так и за рубежом;

m) поддерживать некоммерческие государственные, общественные и частные учреждения, университеты и школы Республики Молдова.

Статья 21. Право фонда на международные связи

Фонд согласно настоящему закону и положениям своего устава может стать членом международных неправительственных организаций и ассоциаций, устанавливать и поддерживать с ними контакты, заключать соответствующие соглашения, участвовать в мероприятиях, не противоречащих международным обязательствам Республики Молдова как субъекта международного права.

Статья 22. Обязанности фонда

(1) Фонд обязан:

а) соблюдать Конституцию, настоящий закон и иные нормативные акты, а также устав фонда;

b) при внесении изменений в законодательство или обнаружении несоответствия своих учредительных документов законодательству вносить необходимые поправки в учредительные документы;

с) ежегодно представлять Министерству юстиции отчет, который должен содержать данные о деятельности фонда, о выполненных программах, источниках финансирования, общем размере средств, использованных в течение финансового года, о пользователях фонда, о размере средств, использованных на покрытие административных расходов. Отчет должен содержать также фамилии и имена членов совета и сотрудников фонда, их родственников I–III очередей родства, пользовавшихся его средствами и услугами в отчетном году, а также информацию о местонахождении фонда и идентификационные данные его руководителя;

d) в 15–дневный срок представить Министерству юстиции информацию о местонахождении фонда в случае, если оно изменилось.

(2) Непредставление в течение двух лет сведений, предусмотренных пунктом с) части (1) настоящей статьи, влечет за собой исключение фонда по требованию Министерства юстиции на основании решения судебной инстанции из Государственного реестра некоммерческих организаций.

Статья 23. Условия деятельности фонда

(1) Фонд вправе осуществлять только экономическую деятельность, непосредственно связанную с реализацией его уставных целей.

(2) Любая другая экономическая деятельность фонда осуществляется через созданные им предприятия, являющиеся юридическими лицами. Предприятия, созданные фондом, осуществляют свою деятельность в соответствии с Законом о предпринимательстве и предприятиях, настоящим законом и уставом фонда.

(3) Учет административных расходов фонда должен осуществляться отдельно от других расходов фонда. У общественно полезного фонда административные расходы не должны превышать 20% всех выплат фонда. Административные расходы фонда включают в себя, в частности, расходы на получение и оценку активов, текущие расходы, в том числе расходы на оплату труда штатных работников, вознаграждения членам совета фонда, попечительского совета и аудитору. Оплата труда работников общественно полезного фонда не должна значительно превышать оплату труда работников бюджетной сферы такой же квалификации.

(4) Созданные фондом предприятия вносят в государственный бюджет платежи в порядке и размерах, установленных законодательством.

(5) Созданные фондом предприятия обязаны регистрироваться в установленном порядке. Фонд и созданные им предприятия обязаны также получать лицензии на виды деятельности, подлежащие лицензированию.

Глава IV

РУКОВОДЯЩИЕ ОРГАНЫ ФОНДА

Статья 24. Совет фонда (совет директоров)

(1) Высшим органом управления фондом является совет.

(2) Порядок назначения и отзыва членов совета фонда, их полномочия, а также порядок деятельности совета фонда предусмотрены уставом фонда.

(3) Члены первого состава совета фонда назначаются учредителем или исполнителем завещания, если они не указаны поименно в завещании.

Статья 25. Члены совета фонда

(1) Членами совета фонда могут быть дееспособные физические лица.

(2) Учредители фонда, являющиеся физическими лицами, а также руководители учредителей, являющихся юридическими лицами, не могут быть членами совета или другого органа фонда.

(3) Не менее половины членов совета фонда должны быть гражданами Республики Молдова.

(4) Не могут быть членами совета фонда и других его органов члены Правительства и государственные служащие, в должностные обязанности которых входит проведение государственной политики в областях, являющихся приоритетными для фонда согласно его уставу.

(5) Члены совета фонда не могут быть членами другого органа фонда.

(6) Председатель совета фонда назначается в порядке, предусмотренном уставом фонда.

Статья 26. Решения совета фонда

(1) Решения совета фонда принимаются в порядке, предусмотренном уставом фонда.

(2) Если на заседании совета фонда обсуждается вопрос, связанный с имущественным или другим интересом какого–либо члена совета фонда или его родственников I–III очередей родства, соответствующий член совета не участвует в голосовании, о чем делается запись в протоколе заседания. В протоколе также записываются все случаи принятия решений в пользу сотрудников фонда.

Статья 27. Функции совета фонда

(1) Совет фонда:

а) разрабатывает стратегию развития фонда;

b) утверждает бюджет и изменения к нему, годовой финансовый отчет и годовой отчет о деятельности фонда;

c) управляет собственностью (активами) фонда, процедурой слияния с другим фондом, если такое слияние не запрещено уставом фонда;

d) избирает новых членов совета фонда и принимает решение об отзыве членов совета фонда;

е) образует другие органы фонда;

f) управляет деятельностью по увеличению собственности фонда;

g) принимает решения по всем вопросам деятельности фонда;

h) обеспечивает соблюдение фондом норм этики некоммерческого сектора.

(2) Совет фонда имеет доступ ко всем документам фонда и вправе контролировать ведение бухгалтерского учета и учета имущества, а также законность осуществления операций фондом.

Статья 28. Оплата труда членов совета фонда

Члены совета фонда, как правило, выполняют свои обязанности на общественных началах и имеют право лишь на возмещение расходов, понесенных в связи с выполнением этих обязанностей.

Статья 29. Другие органы фонда

(1) Фонд может иметь попечительский совет, контролирующий деятельность фонда. Общественно полезный фонд, стоимость собственности или активы которого превышают 1 миллион леев, должен иметь попечительский совет. Попечительский совет осуществляет надзор за соответствием деятельности фонда законодательству, уставу фонда и нормам этики, а также за ведением бухгалтерского учета, осуществляет проверку годового финансового отчета и годового отчета о деятельности фонда, указывает совету фонда на недостатки и вносит предложения по их устранению, не менее одного раза в год представляет совету фонда отчет о своей деятельности. Попечительский совет вправе проверять документы фонда, созывать внеочередные заседания его совета. Члены попечительского совета вправе участвовать в заседаниях совета фонда.

(2) Фонд может иметь и другие органы, осуществляющие исполнительные функции.

(3) Органы, предусмотренные частями (1) и (2), образуются учредителями или советом фонда. Порядок образования и функции этих органов специально предусматриваются в уставе фонда.

Глава V

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, КОНТРОЛЬ И ГЛАСНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА

Статья 30. Бухгалтерский учет и финансовые отчеты

Фонд обязан обеспечить ведение бухгалтерского учета в соответствии с Законом о бухгалтерском учете и национальными бухгалтерскими стандартами и представлять финансовые отчеты в соответствии с законодательством.

Статья 31. Контролирующий орган

(1) Контролирующий орган фонда назначается советом фонда. Контролирующим органом может быть ревизионная комиссия или аудитор.

(2) Члены контролирующего органа не могут быть членами какого–либо другого органа фонда, а также пользователями фонда.

Статья 32. Контроль за деятельностью фонда

(1) Контроль за деятельностью фонда в части соответствия ее уставным целям осуществляется Министерством юстиции. Должностные лица Министерства юстиции имеют право на получение информации о всех сторонах деятельности фонда, ознакомление с документами фонда и участие в его мероприятиях.

(2) Контроль за финансовой деятельностью фонда осуществляется государственными финансовыми и налоговыми органами в порядке, установленном законодательством.

(3) Учредитель или лицо, в интересах которого осуществляется деятельность фонда, вправе при усмотрении в действиях совета фонда противоречий уставу фонда ходатайствовать перед Министерством юстиции об устранении недостатков.

Статья 33. Гласность деятельности фонда

(1) По окончании каждого финансового года, но не позднее шести месяцев со дня его истечения, фонд публикует отчет о своей деятельности, который должен содержать: общий объем финансовых и/или материальных средств, использованных в течение финансового года для достижения уставных целей, реализованные фондом программы, количество и категории пользователей фонда, объем финансовых средств, использованных на покрытие административных расходов.

(2) К отчету о деятельности фонда имеет доступ любое лицо.

Глава VI

ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА

Статья 34. Прекращение деятельности фонда

(1) Деятельность фонда прекращается в случае его добровольной или выужденной ликвидации.

(2) Порядок прекращения деятельности фонда в случае добровольной ликвидации устанавливается учредителем и предусматривается в уставе фонда.

(3) Вынужденная ликвидация фонда осуществляется на основании решения компетентной экономической судебной инстанции.

Статья 35. Вынужденная ликвидация фонда

Фонд может быть ликвидирован по требованию Министерства юстиции на основании решения компетентной экономической судебной инстанции:

а) если годовая стоимость его имущества меньше стоимости его начального имущества;

b) если он в своей деятельности отклоняется от уставных целей;

с) если его цели или используемые им средства стали незаконными либо противоречат общественному порядку или нормам морали, а также если его деятельностью наносится ущерб принципам правового государства либо суверенитету, независимости или территориальной целостности Республики Молдова;

d) в случае, предусмотренном частью (2) статьи 22 настоящего закона.

Статья 36. Порядок ликвидации фонда

(1) Орган, принявший решение о ликвидации фонда, образовывает ликвидационную комиссию и в соответствии с Гражданским кодексом и настоящим законом устанавливает порядок и сроки ликвидации.

(2) Ликвидационная комиссия публикует информацию о ликвидации фонда, которая должна содержать:

а) имена членов ликвидационной комиссии и местонахождение фонда;

b) порядок и сроки, в которые будет осуществляться ликвидация фонда;

с) предельный срок предъявления претензий кредиторами, который не может быть менее двух месяцев со дня опубликования информации о ликвидации фонда;

d) приглашение кредиторов предъявить доказательства своих претензий. Кредиторы, которые известны, приглашаются индивидуально.

(3) Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению дебиторов, взиманию кредиторских сумм, извещая при этом в письменной форме дебиторов о ликвидации фонда.

(4) По истечении срока предъявления кредиторами претензий ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать сведения об имуществе фонда в период ликвидации, перечисление всех претензий кредиторов, а также результат их рассмотрения.

(5) Если имеющихся в период ликвидации денежных средств фонда недостаточно для выплаты всех долгов кредиторам, ликвидационная комиссия продает имущество фонда.

(6) После выплаты долгов всем кредиторам ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, утверждаемый уполномоченным на то органом в соответствии с уставом фонда.

(7) Имущество, оставшееся после ликвидации фонда и выплаты долгов кредиторам, используется в соответствии с уставом фонда, а при отсутствии соответствующих положений в уставе — на реализацию уставных целей фонда. Использование указанного имущества осуществляется путем передачи его аналогичному по уставным целям фонду в соответствии с решением о ликвидации. Решение об использовании оставшегося имущества обнародуется.

(8) Члены ликвидационной комиссии несут солидарную ответственность перед фондом и кредиторами за ущерб, причиненный по их вине.

Глава VII

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 37

(1) Фонды, зарегистрированные до вступления в силу настоящего закона, проходят перерегистрацию в течение одного года. При этом за ними сохраняется право на прежние наименование и символику, банковские счета и иные реквизиты, а в свидетельстве о регистрации проставляется дата фактического образования фонда. Фонды, не прошедшие перерегистрацию в течение года со дня вступления в силу настоящего закона, считаются самоликвидированными и исключаются из соответствующего регистра на основании решения Министерства юстиции.

(2) Некоммерческие организации, не являющиеся фондами, но содержащие в своем наименовании слово "фонд", в течение одного года должны исключить это слово из своего наименования. В случае невыполнения положений настоящей части наименование подлежит изменению судебной инстанцией по требованию Министерства юстиции.

(3) Сертификационная комиссия, образованная в соответствии со статьей 35 Закона об общественных объединениях, уполномочена осуществлять сертификацию фондов.

(4) Правительству:

в шестимесячный срок создать Государственный реестр некоммерческих организаций, держателем которого будет Министерство юстиции. Существующий реестр общественных объединений включить в качестве составной части в упомянутый реестр;

в течение года привести свои нормативные акты в соответствие с настоя щим законом.

 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ парламента Думитру ДЬЯКОВ