English version
 


2. Регистрация общественных объединений и их символики

Создание и регистрация общественных объединений и их символики в Республике Беларусь (Липская Е.Н.)

Создание и регистрация общественных объединений и их символики в Республике Беларусь

Липская Елена Николаевна,

директор юридических программ

БРОО “Объединенный путь”


(глава 1 из книги Правовое положение общественных объединения в Республике Беларусь: Сборник авторских статей/ Е.Н. Липская, А.Н. Ботян, П.В. Рагойша и др.; Под общ. ред. Е.Н. Липской.  Мозырь: Издательский Дом «Белый ветер», 2001.  372 с.)


Общие положения

В соответствии со статьей 36 Конституции Республики Беларусь каждый гражданин Республики Беларусь имеет право на свободу объединений. Это означает, что граждане Республики Беларусь имеют право по своей инициативе создавать добровольные объединения, вступать в действующие и свободно выходить из них для реализации и защиты своих прав и законных интересов. Этой же статьей Конституции установлены следующие ограничения: “Судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля, органов безопасности, военнослужащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели”. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, имеют право вступать на общих основаниях с гражданами Республики Беларусь в профессиональные союзы и другие общественные объединения, если это не противоречит их уставам и законодательству Республики Беларусь.

В зависимости от целей создания, задач и методов деятельности будущей организации можно выделить следующие виды добровольных формирований граждан в Республики Беларусь:

— политические партии и иные общественные объединения;

— профессиональные союзы;

— религиозные организации;

— организации, созданные органами государственного управления;

— органы территориального общественного самоуправления;

— другие общественные формирования.

Объединения граждан, преследующие цели: политические или удовлетворение религиозных потребностей по исповеданию и распространению веры, либо защиты трудовых, социальноэкономических прав и интересов — создаются и действуют согласно положениям соответствующих Законов Республики Беларусь “О политических партиях”, “О свободе вероисповеданий и религиозных организациях”, “О профессиональных союзах”.

Общественным объединением является добровольное формирование граждан, которое они образовали на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, экономических, социальных и культурных прав. ОО создаются и действуют в соответствии с Законом Республики Беларусь “Об общественных объединениях” и другими нормативными правовыми актами.

ОО создаются и действуют на основе принципов добровольности, самостоятельности и гласности.

Гражданским Кодексом Республики Беларусь ОО отнесены к некоммерческим организациям, не имеющим извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющим полученную прибыль между учредителями (членами) ОО. К некоммерческим организациям относятся также потребительские кооперативы, религиозные организации, фонды, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).


Порядок создания ОО

ОО создаются по инициативе граждан Республики Беларусь, достигших возраста 18 лет, за исключением молодежных и детских ОО, которые могут создаваться гражданами Республики Беларусь, достигшими 16 лет.

Молодежным признается объединение граждан в возрасте до тридцати одного года (не менее двух третей от общего числа членов), которое выражает их специфические интересы, и уставная деятельность которого направлена на обеспечение социального становления и развития молодежи.

Детским признается объединение граждан в возрасте до восемнадцати лет (не менее двух третей от общего числа членов), которое выражает их специфические интересы, и уставная деятельность которого направлена на обеспечение социального становления и развития детей.

Не допускается создание ОО, деятельность которых направлена на свержение либо насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности и безопасности государства, пропаганду войны, насилия, разжигание национальной, религиозной и расовой вражды, а также ОО, деятельность которых может отрицательно влиять на физическое и психическое здоровье граждан.

В зависимости от территории деятельности в Беларуси могут создаваться международные, республиканские и местные (межобластные, областные, городские, межрайонные, районные) ОО.

Международным признается ОО, деятельность которого распространяется на территорию Республики Беларусь (одной или нескольких административнотерритори альных единиц) и на территорию одного или нескольких иностранных государств и которое имеет там организационные структуры.

Для создания международного ОО необходимо наличие не менее 10 учредителей (членов) от Республики Беларусь, а также не менее одного учредителя (члена) от одного или нескольких иностранных государств. Для регистрации международного ОО необходимо наличие организационных структур в Республике Беларусь (не менее 10 членов) и в одном или нескольких иностранных государствах (не менее трех членов).

Республиканским признается ОО, деятельность которого распространяется на территорию всей Республики Беларусь.

Для создания и деятельности республиканского ОО необходимо наличие не менее чем по 10 учредителей (членов) от большинства областей Беларуси, а также 10 учредителей (членов) от города Минска.

Местным признается ОО, деятельность которого распространяется на территорию одной или нескольких административнотерритори альных единиц.

Для создания и деятельности местного ОО необходимо наличие не менее 10 учредителей (членов), постоянно проживающих в большинстве административнотерритори альных единиц территории, на которую будет распространяться деятельность ОО.

Учредители ОО созывают учредительный съезд (конференцию, общее собрание, другое учредительное организационное мероприятие), на котором принимают решение о создании ОО и его названии, утверждают его устав, символику (при наличии), решают вопрос о членстве учредителей, образуют руководящие (возможно, исполнительные) и контрольноревизионные органы, наделяют полномочиями не менее трех членов руководящего органа представлять ОО в процессе регистрации либо в случае возникновения споров в суде.


Регистрирующие органы

В соответствии с законодательством Республики Беларусь установлена государственная регистрация ОО. Деятельность не зарегистрированных и не прошедших перерегистрацию ОО на территории Беларуси запрещена. За осуществление деятельности от имени таких организаций установлена административная ответственность.

Регистрация международных и республиканских ОО осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь. Местные ОО регистрируются Управлениями юстиции областных и Минского городского исполнительных комитетов по месту нахождения руководящего органа.

Регистрация организационных структур (отделений, организаций) ОО иностранных государств осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь в соответствии с Законом Республики Беларусь “Об общественных объединениях” при наличии не менее 10 членов этого ОО, являющихся гражданами Беларуси и проживающими на ее территории.

Регистрация представительств иностранных организаций, осуществляется Министерством иностранных дел Республики Беларусь в соответствии с постановлением Совета Миниситров Республики Беларусь от 22.07.1997 № 929 (изм. от 25.05.1998 № 817; 12.03.2001 № 325) и утвержденным данным постановлением “Положением о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций” (в редакции постановления от 23.03.2001 № 325).


Пакет документов для регистрации

Документы, предоставляемые для государственной регистрации ОО и их символики должны быть выполнены на одном из государственных языков Республики Беларусь на бумаге формата А4 с использованием машинописной или электронной техники (компьютерный шрифт “Times New Roman” размер 14), текст через полтора межстрочных интервала на одной стороне листа и оформлены в соответствии с действующими правилами делопроизводства.

Для регистрации ОО в месячный срок со дня его учреждения (даты проведения учредительного мероприятия) регистрирующему органу подаются следующие документы:

1. Заявление о регистрации с указанием:

— просьбы зарегистрировать ОО с указанием его полного и сокращенного наименования на русском и белорусском языках;

— просьбы зарегистрировать символику ОО (при наличии);

— даты и места (населенный пункт) принятия устава;

— органа, принявшего решение о принятии (утверждении) устава (съезд, конференция, общее собрание или иное);

— основных целей деятельности на русском и белорусском языках;

— направленности деятельности ОО (благотворительная, научная, спортивная, экологическая или иное);

— статуса ОО (международное, республиканское, местное) или союз (ассоциация) ОО;

— территории, на которые распространяет свою деятельность (для международных — Республика Беларусь и перечисление иностранных государств, для республиканских — Республика Беларусь, для местных — область, город, район и др.);

— названия руководящего органа и его местонахождения (юридический адрес, номер телефона);

— Ф.И.О. (полностью), а также телефонов не менее чем трех членов руководящего органа, которым поручено представлять интересы ОО в процессе регистрации либо в случае возникновения споров в суде.

Заявление должно быть подписано не менее чем тремя членами руководящего органа, адресовано регистрирующему органу, должно содержать дату составления и исходящий номер.
Заявление может содержать и другие сведения.

2. Устав (в двух экземплярах), который должен предусматривать:

2.1. Полное и сокращенное название, цели, задачи и методы деятельности ОО.

Название (наименование) ОО должно содержать указание на организационноправовую форму (“общественное объединение” либо “общественная организация”) и характер деятельности (благотворительное, культурнопросветительско е, спортивное или др.).

Название ОО, в том числе сокращенное, должно отличаться от названий других ОО, зарегистрированных в Республике Беларусь (а также от названий ОО, ликвидированных по решению суда), и не нарушать прав на интеллектуальную собственность. Специальная часть (заключаемая в кавычки) не может быть тождественной или сходной до степени смешения с названиями зарегистрированных ОО.

Не допускается использование в названии ОО слов “Республика Беларусь”, “Беларусь”, “национальный”, “народный” в любом падеже, а также государственной символики или официального названия либо символики другого государства, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами. Не допускается использование в названии также слов “академия”, “институт”, “центр”. Не рекомендуется использование слов, указывающих на иную организационноправовую форму (“фонд”, “союз”, “ассоциация” и др.).

ОО имеют право на использование в своем названии личного имени гражданина только с его согласия, а в случае смерти гражданина — с общего согласия переживших его мужа (жены), родителей и совершеннолетних детей (в подтверждение согласия ОО представляет заявление указанных граждан). В случаях, когда такие лица отсутствуют, вопрос об использовании личного имени в названии решается ОО самостоятельно.

2.2. Территорию и направленность деятельности.

2.3. Условия, порядок приобретения и утраты членства в ОО.

ОО имеют фиксированное членство, что не означает ограничение по количеству членов объединения, а предусматривает наличие процедуры их приема, учета и прекращения членства в ОО.

Условиями приема в члены ОО могут быть возраст, признание устава, согласие уплачивать членские взносы, принадлежность к определенной категории граждан (ветераны, инвалиды и др.), профессия и др.

Членами ОО могут быть граждане, достигшие возраста 16 лет. В случаях, предусмотренных уставом ОО, его членами могут быть лица, не достигшие этого возраста и имеющие соответствующее письменное разрешение своих законных представителей. Руководителями ОО, а также членами их контрольноревизионных органов могут быть только совершеннолетние лица.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут вступать в действующие ОО, если это предусмотрено их уставами. Юридические лица не могут быть членами ОО.

2.4. Права и обязанности членов ОО.

2.5. Структуру ОО и его выборных органов, условия и порядок образования и ликвидации его организационных структур (если предусматривается их создание), их компетенцию и статус.

ОО может быть цельным, не имеющим в своем составе организационных структур.

При необходимости их наличия (могут быть созданы по территориальному признаку и/или по направлениям деятельности) нужно определить их уровень (например, для создаваемых по территориальному признаку — первичные, районные (городские), областные, др.), условия и порядок образования, возможность наделения их правами юридического лица, порядок взаимоотношений организационных структур и ОО. Учитывая, что оргструктуры (как с правами, так и без прав юридического лица) будут в дальнейшем действовать лишь на основании устава ОО, опишите эти положения настолько подробно, чтобы в дальнейшем это позволило успешно работать с созданными организационными структурами.

2.6. Порядок формирования, компетенцию и сроки полномочий руководящих и контрольноревизионных органов, порядок принятия и обжалования их решений.

Должны быть предусмотрены права и обязанности руководителя, высшего, руководящих, контрольноревизионных и других (например, исполнительных) органов ОО; порядок их работы; порядок создания руководящих и других органов ОО (выборность, представительство, кооптирование, назначение, членство по занимаемой должности в ОО); порядок утраты, досрочного прекращения полномочий органов и его членов и другие необходимые положения.

2.7. Источники и порядок формирования собственности ОО; органы, правомочные принимать решения о приобретении, распоряжении и отчуждении собственности.

2.8. Порядок внесения изменений и дополнений в устав ОО.

2.9. Порядок реорганизации или ликвидации ОО и решения вопроса о судьбе оставшегося имущества.

2.10. Юридический адрес ОО (место нахождения руководящего органа ОО).

В уставе могут предусматриваться и другие положения, относящиеся к созданию и деятельности ОО и не противоречащие законодательству Республики Беларусь или вытекающие из него.

Страницы каждого экземпляра устава должны быть пронумерованы и на последней странице записано “пронумеровано и скреплено печатью: листов”.

3. Протокол учредительного съезда (конференции, общего собрания, другого учредительного организационного мероприятия).

Протокол должен отражать ход учредительного мероприятия, существо принятых решений и результаты голосования по ним. Должны быть указаны дата и место проведения учредительного мероприятия, список присутствовавших (с указанием представляемого региона), Ф.И.О. и подписи председателя и секретаря учредительного мероприятия, ответственных за составление протокола.

Обязательные вопросы повестки дня:

— о создании и названии ОО;

— о принятии устава;

— о членстве учредителей (указываются фамилии воздержавшихся или проголосовавших против);

— о выборах руководящего (возможно исполнительного) органа;

— о выборах контрольноревизионного органа;

— о наделении (не менее трех) членов руководящего органа правом представлять интересы ОО в регистрирующем органе или суде.

Каждый вопрос повестки дня строится по схеме:

Слушали

Выступили

Постановили (решили)

Результаты голосования в цифрах — “за”, “против”, “воздержались” (“единогласно” не употребляется).

При проведении съезда (делегаты) или конференции (представители) представляются два (как правило) протокола Мандатной комиссии по проверке полномочий присутствовавших. В этих же случаях могут быть представлены протоколы счетной комиссии. Если голосование было тайным, то это обязательно.

4. Согласованные цветная (4 экз.) и графическая (1 экз.) версии, а также описание символики (1 экз.), с приложением заключения Государственного комитета по архивам и делопроизводству (Отдела по архивам и делопроизводству облисполкома) по каждому ее виду.

Указанные документы представляются, если символика регистрируется одновременно с регистрацией ОО.

5. Документ банка, подтверждающий оплату регистрационного сбора (оригинал).

За регистрацию ОО и их символики, если она происходит одновременно с регистрацией ОО, взимается регистрационный сбор в размере восьми минимальных заработных плат. При этом за регистрацию международных ОО 50 процентов сбора взимается в свободно конвертируемой валюте. С республиканских и местных молодежных и детских ОО регистрационный сбор не взимается.

Так представляется оригинал, не забудьте, на всякий случай, оставить в делах организации ксерокопию.

6. Документ об оплате за сообщение о государственной регистрации объединения (оригинал) и копию договора о публикации.

Оплаченное предварительно сообщение о государственной регистрации ОО должно содержать полное название ОО, название регистрирующего органа, дату регистрации, номер свидетельства о регистрации, юридический адрес (место нахождения руководящего органа). Сообщение может содержать дополнительно иную информацию (Ф.И.О. руководителя, цели деятельности, др.) по желанию ОО. Данные, ставшие известными только после принятия решения о государственной регистрации ОО (дата, номер свидетельства) уточняются в редакции после получения ОО свидетельства о регистрации.

И в документе об оплате регистрационного сбора, и в документе об оплате за сообщение о государственной регистрации должно быть обязательно указано название Вашей ОО (например, “за государственную регистрацию ОО “Надежда”.

Регистрирующему органу представляется оригинал документа об оплате (не забудьте, на всякий случай, оставить в делах организации ксерокопию) и копия (ксерокопия) договора о публикации.

7. Графическое изображение организационных структур ОО.

Представленная схема должна отражать построение и подчиненность органов ОО и его организационных структур (при наличии).

8. Список учредителей ОО, содержащий полностью следующую информацию:

— Ф.И.О.,

— дату рождения,

— гражданство,

— адрес постоянного места жительства и номер домашнего телефона,

— место работы (учебы) и полное название предприятия, учреждения, организации или учебного заведения работающего или обучающегося учредителя (члена) ОО, должности (в отдельных случаях — специальности) и номер рабочего телефона,

— личную подпись учредителя.

Список учредителей подписывается тремя членами руководящего органа ОО.

Помимо списка могут быть представлены заявления о приеме, анкеты, учетные карточки, заверенные в установленном порядке, ксерокопии паспортных данных при создании международных объединений и другие сведения, необходимые при регистрации.

9. Список членов руководящих органов (Правления, Совета, Президиума, др.) должен содержать:

— Ф.И.О.;

— дату рождения;

— гражданство;

— адрес постоянного места жительства и номер домашнего телефона;

— место работы (учебы) и полное название предприятия, учреждения, организации или учебного заведения работающего или обучающегося учредителя (члена) ОО, должности (в отдельных случаях — специальности) и номер рабочего телефона;

— должность в выборном органе (например, Председатель Совета, член Совета и др.).

Подписывается руководителем ОО или одним из уполномоченных членов руководящего органа.

10. Список членов контрольноревизионного органа (Контрольноревизионной комиссии, сведения о Ревизоре, др.), содержащие следующую информацию:

— Ф.И.О.,

— дату рождения,

— гражданство,

— адрес постоянного места жительства и номер домашнего телефона,

— место работы (учебы) и полное название предприятия, учреждения, организации или учебного заведения работающего или обучающегося учредителя (члена) ОО, должности (в отдельных случаях — специальности) и номер рабочего телефона,

— должность в контрольноревизионном органе.

Подписывается руководителем ОО или одним из уполномоченных членов руководящего органа.

11. Решение высшего органа о придании полномочий не менее чем трем членам руководящего органа с наделением их правом представлять ОО в процессе регистрации либо в случае возникновения споров в суде.

Оформляется выпиской из протокола в соответствии с действующими правилами делопроизводства.

12. Документ, подтверждающий наличие места нахождения руководящих органов ОО (юридического адреса).

В настоящее время существуют два варианта размещения руководящего органа ОО:

— в административном нежилом помещении;

— в одноквартирном либо блокированном жилом доме по согласованию местными исполнительными и распорядительными органами.

В первом случае подтверждение предоставления юридического адреса ОО может быть оформлено в виде гарантийных писем и других документов, подтверждающих его местонахождение. Однако не всегда ОО имеет средства для оплаты аренды помещения или возможность договориться с собственником о предоставлении его в безвозмездное пользование, а найти помещение в административном здании (сооружении), находящемся в государственной собственности и добиться впоследствии применения льготных ставок арендной платы также затруднительно.

Жилищным Кодексом Республики Беларусь предусмотрена возможность использования не по назначению (не для проживания граждан) одноквартирных, блокированных жилых домов или их части — производится по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами с соблюдением правил градостроительства, норм санитарной гигиены и противопожарной безопасности.

В каждой области (и г. Минске) установлен собственный порядок согласования. В качестве примера можно привести решение Мингорисполкома от 07.09.2000 № 1031 “О расположении юридического лица в жилом помещении”, в котором определен порядок получения разрешения на размещение юридического адреса, которое выдается администрацией района г. Минска в отношении одноквартирных, блокированных домов или их части (кроме многоквартирных). В администрацию района представляются:

— заявление о разрешении на размещение юридического лица в жилом помещении;

— заявление от всех совершеннолетних членов семьи нанимателя (собственника) жилого помещения о согласии на размещение юридического лица в жилом помещении;

— копия лицевого счета жилищноэксплуатационной организации или справка о составе семьи, выданная на основании домовой книги;

— заключение районной санитарноэпидемиологичес кой службы;

— заключение районной пожарной службы.

В случае изменения юридического адреса (места нахождения руководящих органов) ОО обязано в месячный срок представить регистрирующему органу необходимые документы для внесения изменений в устав. За непредставление в месячный срок данных документов установлена административная ответственность.

13. Документы, подтверждающие правомочия на использование личного имени гражданина в названии (при необходимости).

14. Для регистрации международного ОО необходимо также представление решения о создании отделения ОО на территории иностранного государства, а также список членов данного отделения.


Регистрация ОО

При осуществлении проверки достоверности представленных документов регистрирующий орган имеет право потребовать у руководящих органов, представителей и учредителей ОО, заинтересованных лиц оригиналы необходимых документов, иные дополнительные материалы; справки и пояснения по вопросам, связанным с регистрацией ОО (его символики), изменений и дополнений в устав.

При необходимости регистрирующий орган направляет запросы в органы государственной власти и управления, на предприятия, в учреждения и организации, получает заключения специалистов по вопросам, связанным с государственной регистрацией ОО, выполняет иные действия в соответствии с требованиями законодательства.

После изучения представленных для государственной регистрации материалов регистрирующий орган направляет их Республиканской комиссии по регистрации (перерегистрации) общественных объединений.

Решение по заявлению о государственной регистрации принимается регистрирующим органом в месячный срок со дня его поступления на основании заключения названной комиссии. По результатам рассмотрения принимается одно из следующих решений:

— об отсрочке государственной регистрации;

— об отказе в государственной регистрации;

— о государственной регистрации.

Решение об отсрочке государственной регистрации ОО на срок до одного месяца может быть принято в связи с нарушением порядка создания ОО, а также при наличии поправимых недостатков в представленных документах.

При устранении причин, послуживших основанием для принятия решения об отсрочке, повторное заявление о государственной регистрации рассматривается в том же порядке и в те же сроки. Течение сроков начинается с даты поступления повторного заявления ОО о регистрации, содержащего (дополнительно к общей информации) сведения об устранении причин, послуживших основанием для принятия решения об отсрочке регистрации.

Решение об отказе в регистрации должно содержать основания отказа со ссылками на нарушенные ОО конкретные нормы действующих нормативных правовых актов. О принятом решении письменно сообщается руководящему органу ОО в 5дневный срок со дня его принятия.

Решение об отказе в государственной регистрации ОО принимается в случае:

— нарушения установленного порядка создания ОО, утверждения изменений и дополнений в устав, а также утверждения символики;

— несоответствия устава ОО (целей, задач, методов, территории деятельности) требованиям законодательства;

— непредставления ОО всех предусмотренных законодательством документов, необходимых для государственной регистрации;

— несоответствия названия ОО, в том числе сокращенного, его символики, а также условий членства в ОО требованиям законодательства и устава ОО;

— невыполнения в месячный срок требований, указанных в решении об отсрочке государственной регистрации ОО.

В случае принятия решения об отказе в государственной регистрации по заявлению соответствующего ОО либо его учредителей, документы, представленные на государственную регистрацию, могут быть возвращены с обязательным оставлением их копий в делах регистрирующего органа.

На основе решения о регистрации ОО заявителям выдается свидетельство о регистрации ОО, свидетельство о регистрации символики (при наличии) и один экземпляр устава, заверенный регистрирующим органом.


Согласование символики

ОО может иметь символику, в качестве которой регистрируются и используются в установленном законодательством порядке флаг, гимн, эмблема, значок, вымпел, галстук.

Символика может быть зарегистрирована одновременно с регистрацией ОО либо в любое время на протяжении всего срока его деятельности. Одно ОО может регистрировать и использовать несколько видов или вариантов символики (например, два варианта вымпела, флаг, а также эмблему в двух различных цветовых сочетаниях).

Для регистрации символики ОО необходимо предварительно (до подачи документов регистрирующему органу) согласовать ее с Государственным комитетом по архивам и делопроизводству Республики Беларусь с получением заключения о соответствии символики существующим требованиям.

Документы международных и республиканских ОО, регистрирующихся (зарегистрированных) Министерством юстиции Республики Беларусь, рассматриваются непосредственно Комитетом по архивам и делопроизводству Республики Беларусь. Документы местных ОО, регистрирующихся (зарегистрированных) Управлениями юстиции, рассматриваются Отделами по архивам и делопроизводству облисполкомов (минские городские организации обращаются в отдел Миноблисполкома).

Для согласования символики необходимо подать заявление (см. приложение); а также цветную, графическую версии и описание символики (по 4 экз.).

Рассмотрим предъявляемые требования на примере самого распространенного вида символики — эмблемы.

Цветная версия должна быть выполнена на листе форматом А4 размерами 10х10 см. На одном листе может располагаться 12 изображения. Рекомендуется избегать мелких деталей и использовать максимум 3 цвета (не желательно использование серого, розового и аналогичных).

Если Вы регистрируете цветную версию, то должны в дальнейшем использовать эмблему только в зарегистрированном сочетании цветов или в графической версии (например, на бланках документов ОО). Вариант “цвет эмблемы (использования)  любой” к рассмотрению не принимается.

Графическая версия эмблемы представляется также в 4 экземплярах на листе форматом А4 размерами 10х10 см. Оформляется с использованием международной условной передачи цветов (шафировка). Так, например, белый (серебристый) — как обычно, красный — вертикальной штриховкой, синий — горизонтальной штриховкой, зеленый — штриховкой с наклоном в левую сторону под углом 45°, пурпурный, фиолетовый — штриховка с наклоном в правую сторону под углом 45°, желтый — точками, черный — сеткой. Штриховка должна быть как можно мельче.

О том, каким образом передаются в графической версии другие цвета, можно узнать непосредственно в Государственной геральдической службе Государственного комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь или Отделах по архивам и делопроизводству облисполкомов.

Цветное изображение эмблемы, отснятое на чернобелом ксероксе, не является графической версией и к рассмотрению не принимается.

Описание эмблемы (4 экз.) состоит из 2 частей: в первой описывается, что представляет собой эмблема, с использованием каких цветов выполнена, чтобы можно было представить, как она выглядит, не обращаясь к изображению.

Во второй части раскрывается семантика (что символизирует эмблема). Желательно, чтобы описание занимало по объему около 10 строк.

Цветная, графическая версия и описание эмблемы должны быть идентичны (например, не может быть описана часть эмблемы, которой на рисунке нет). Не принимаются к рассмотрению изображения, не соответствующие словесному описанию, а также изображения низкого качества исполнения.

Эмблема может быть использована ОО как эскиз для печати. Чтобы в дальнейшем не было трудностей при получении разрешения на изготовление печати, предлагается подготовить еще одну версию — контурную. То есть, Вы передаете на бумаге только контуры (очертания) Вашей эмблемы.

Предоставление контурной версии не обязательно, но для сотрудников милиции будет убедительнее, если Вы не только представите эскиз печати, утвержденный полномочным органом ОО, но и предложите контурное изображение, на котором будет стоять гриф согласования Государственной геральдической службы. Регистрирующему органу контурная версия не представляется.

На всех версиях в нижнем левом углу должен быть гриф согласования:

СОГЛАСОВАНО

Начальник

Государственной

геральдической службы

____________ С. Е. Рассадин

____________ 2001

Представленные документы (за исключением заявления) подписывать не нужно.

Язык документов  белорусский, русский. Документы, подготовленные без соблюдения существующих правил делопроизводства, к рассмотрению не принимаются.

Рассмотрение документов осуществляется в недельный срок с момента подачи заявления. В результате заявителю выдается заключение с указанием соответствия (несоответствия) символики существующим требованиям, которое в дальнейшем входит в пакет документов, представляемых для регистрации ОО. В случае несоответствия составляется специальное приложение. Разрешение спорных вопросов на предмет соответствия представленной символики, ее описания существующим требованиям производится с помощью комиссии независимых квалифицированных экспертов. Экспертиза производится за счет заявителя согласно действующему положению и расценкам.


Дополнительная информация о нагрудном знаке ОО (значке)

Ранее согласование нагрудных знаков ОО проходило в том же порядке, что и других видов символики ОО. В настоящее время порядок их учреждения и использования определяется в соответствии с Положением о нагрудных знаках в Республике Беларусь и Порядком учреждения нагрудных знаков государственных организаций и общественных объединений.

Нагрудные знаки — это официальные знаки, учрежденные в установленном порядке для награждения граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, для указания служебной и иной принадлежности, образования, профессиональных различий и предназначенные для ношения на форменной или гражданской одежде.

В соответствии с п. 3 названного Положения:

“3. Нагрудные знаки подразделяются на знаки отличия и знаки различия:

3.1. Знаки отличия:

3.1.1. наградные знаки:

за отличие при выполнении воинского, служебного или гражданского долга;

за успехи в воинском, профессиональном мастерстве или в общественной деятельности.

3.1.2. знаки ранения — знаки, свидетельствующие о ранении, контузии или ином ущербе здоровью, полученные при выполнении воинского или гражданского долга.

3.1.3. памятные знаки:

за участие в боевых действиях или ликвидации последствий стихийных бедствий;

за участие в важных государственных мероприятиях;

в память о знаменательной дате в жизни государства;

в ознаменование юбилея государственного органа, подчиненной ему организации, воинского формирования или общественного объединения.

3.1.4. квалификационные знаки:

за повышение уровня профессионального мастерства, достижение высоких результатов в профессиональной деятельности;

за достижение высоких результатов в спорте, совершенствование спортивного мастерства.

3.2. знаки различия:

знаки об окончании учебных заведений;

знаки служебной принадлежности”.

Проекты положений о нагрудных знаках и их эскизы разрабатываются в соответствующих общественных объединениях, проходят обязательную геральдическую экспертизу в Военногеральдической комиссии при Совете Безопасности Республики Беларусь и регистрируются в Министерстве юстиции Республики Беларусь.

 Регистрация символики

Для регистрации символики ОО, если она происходит отдельно от регистрации ОО, в месячный срок со дня ее утверждения после согласования с Государственным комитетом по архивам и делопроизводству Республики Беларусь (Отделом по архивам и делопроизводству облисполкома) регистрирующему органу подаются следующие документы:

— заявление о регистрации символики, подписанное руководителем ОО;

— решение уполномоченного органа ОО об утверждении символики;

— согласованные цветная, графическая версии, описание символики (по одному экземпляру), а также три идентичных согласованным цветных изображения символики;

— заключение Государственного комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь (Отдела по архивам и делопроизводству облисполкома) по каждому ее виду;

— документ об оплате регистрационного сбора.

За регистрацию символики ОО, если она происходит не одновременно с регистрацией самого ОО, взимается сбор в размере 50 процентов суммы сбора за его регистрацию. С республиканских и местных молодежных и детских ОО указанный сбор не взимается.

Заявление о регистрации символики ОО рассматривается в том же порядке и в те же сроки, что и заявление о регистрации ОО.

Решение об отсрочке государственной регистрации символики ОО может быть принято в случае нарушения порядка ее утверждения или согласования.

Решение об отказе в государственной регистрации символики ОО может быть принято в случае невыполнения в месячный срок условий, перечисленных в решении об отсрочке государственной регистрации либо наличия заключения Государственного комитета по архивам и делопроизводству (Отдела по архивам и делопроизводству облисполкома) о несоответствии символики существующим требованиям.

При принятии решения о регистрации символики ОО выдается свидетельство о регистрации символики.

Обжалование решений регистрирующего органа

Если государственная регистрация ОО (его символики) в предусмотренный срок не осуществлена либо принято решение об отказе в ней по мотивам, которые учредителями (руководящими органами) ОО считаются не имеющими оснований, они могут обжаловать принятое решение в судебном порядке в месячный срок со дня его получения.

Решение Министерства юстиции Республики Беларусь обжалуется в Верховном Суде Республики Беларусь, решения управлений юстиции облисполкомов и Минского горисполкома — соответственно в областном и Минском городских судах.


Некоторые вопросы создания союзов (ассоциаций) ОО

Зарегистрированные в установленном порядке ОО могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы). Ассоциация (союз) является юридическим лицом. Входящие в союз ОО члены сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

Регистрация союзов международных и республиканских ОО осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь. Регистрация союзов местных ОО осуществляется управлениями юстиции облисполкомов и Минского горисполкома по месту нахождения юридического адреса союза. На 14.06.2001 года в Беларуси зарегистрировано 12 союзов ОО.

Создание, регистрация и прекращение деятельности ассоциации (союза) ОО осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами оформления и рассмотрения документов, представляемых для государственной регистрации политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений, а также постановки на учет и государственной регистрации их организационных структур с учетом положений Гражданского Кодекса Республики Беларусь (ст.ст.4462; 121123).

Гражданским Кодексом Республики Беларусь ассоциации (союзы) юридических лиц (в том числе и ОО) отнесены к некоммерческим организациям, не имеющим извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющим полученную прибыль между учредителями (членами). Как некоммерческая организация, союз может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для его уставных целей, ради которых он создан, и соответствует этим целям. Учредители союза не имеют имущественных прав в отношении созданного союза. Союз не отвечает по обязательствам своих членов, а его члены несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами.


=F52>9 A=>A:8" align="left" style=" padding: 0.00mm 0.00mm 0.00mm 0.00mm; "> О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 03.06.1993 № 2339XII (изм. и доп. от 18.07.2000 № 422З).

=F52>9 A=>A:8" align="left" style=" padding: 0.00mm 0.00mm 0.00mm 0.00mm; "> Далее по тексту — ОО.

=F52>9 A=>A:8" align="left" style=" padding: 0.00mm 0.00mm 0.00mm 0.00mm; "> Об общественных объединениях: Закон Республики Беларусь от 04.10.1994 № 3254XII (изм. и доп. от 31.01.1995 № 3560XII; от 29.11.1999 № 327З; от 22.06.2001 № 36З).

=F52>9 A=>A:8" align="left" style=" padding: 0.00mm 0.00mm 0.00mm 0.00mm; "> Гражданский Кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 № 218З (изм. и доп. от 14.07.2000 № 415З; от 03.05.2001 № 7З).

=F52>9 A=>A:8" align="left" style=" padding: 0.00mm 0.00mm 0.00mm 0.00mm; ">О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 09.11.1999 № 305З.

=F52>9 A=>A:8" align="left" style=" padding: 0.00mm 0.00mm 0.00mm 0.00mm; "> О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 09.11.1999 № 305З.

=F52>9 A=>A:8" align="left" style=" padding: 0.00mm 0.00mm 0.00mm 0.00mm; "> Об общественных объединениях: Закон Республики Беларусь от 04.10.1994 № 3254XII (изм. и доп. от 31.01.1995 № 3560XII; от 29.11.1999 № 327З; от 22.06.2001 № 36З).

=F52>9 A=>A:8" align="left" style=" padding: 0.00mm 0.00mm 0.00mm 0.00mm; "> Об общественных объединениях: Закон Республики Беларусь от 04.10.1994 № 3254XII (изм. и доп. от 31.01.1995 № 3560XII; от 29.11.1999 № 327З; от 22.06.2001 № 36З).

=F52>9 A=>A:8" align="left" style=" padding: 0.00mm 0.00mm 0.00mm 0.00mm; "> Правила оформления и рассмотрения документов, представляемых для государственной регистрации политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений, а также постановки на учет и государственной регистрации их организационных структур: Утв. Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 01.12.2000 № 22.

В Брестской области 16 районов (в г. Бресте — 2), в Витебской — 21 (в г. Витебске — 3), в Гомельской области — 21 (в г. Гомеле — 4), в Гродненской области — 17 (в г. Гродно — 2), в Минской области — 22 (в г. Минске — 9), в Могилевской области — 21 (в г. Могилеве — 5).

О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений: Декрет Президента Республики Беларусь от 26.01.1999 № 2 (изм. и доп. от 13.07.1999 № 26; от 18.04.2001 № 9).

=F52>9 A=>A:8" align="left" style=" padding: 0.00mm 0.00mm 0.00mm 0.00mm; "> Ст. 167.10 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.12.1984 (с изм. и доп.). См. также главу “Отдельные вопросы административной ответственности должностных лиц общественных объединений”.

Далее по тексту — “Управления юстиции”.

См. также главу “Правовой статус представительства иностранной организации в Республике Беларусь”.

=F52>9 A=>A:8" align="left" style=" padding: 0.00mm 0.00mm 0.00mm 0.00mm; "> См. также приложение к данной главе.

=F52>9 A=>A:8" align="left" style=" padding: 0.00mm 0.00mm 0.00mm 0.00mm; "> Датой подачи документов считается дата их поступления (регистрации) регистрирующему органу.

=F52>9 A=>A:8" align="left" style=" padding: 0.00mm 0.00mm 0.00mm 0.00mm; "> Об общественных объединениях: Закон Республики Беларусь от 04.10.1994 № 3254XII (изм. и доп. от 31.01.1995 № 3560XII; от 29.11.1999 № 327З; от 22.06.2001 № 36З).

=F52>9 A=>A:8" align="left" style=" padding: 0.00mm 0.00mm 0.00mm 0.00mm; "> Правила оформления и рассмотрения документов, представляемых для государственной регистрации политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений, а также постановки на учет и государственной регистрации их организационных структур: Утв. Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 01.12.2000 № 22.

=F52>9 A=>A:8" align="left" style=" padding: 0.00mm 0.00mm 0.00mm 0.00mm; "> Законными представителями несовершеннолетних являются родители, усыновители или попечители.

=F52>9 A=>A:8" align="left" style=" padding: 0.00mm 0.00mm 0.00mm 0.00mm; "> Правила оформления и рассмотрения документов, представляемых для государственной регистрации политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений, а также постановки на учет и государственной регистрации их организационных структур: Утв. Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 01.12.2000 № 22.

=F52>9 A=>A:8" align="left" style=" padding: 0.00mm 0.00mm 0.00mm 0.00mm; "> Вопросы политических партий и других общественных объединений в Республике Беларусь: Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 03.02.1995 № 76 (изм. и доп. от 01.12.1995 № 656; 27.01.1997 № 32; 08.04.1999 № 484).

=F52>9 A=>A:8" align="left" style=" padding: 0.00mm 0.00mm 0.00mm 0.00mm; "> Правила оформления и рассмотрения документов, представляемых для государственной регистрации политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений, а также постановки на учет и государственной регистрации их организационных структур: Утв. Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 01.12.2000 № 22.

=F52>9 A=>A:8" align="left" style=" padding: 0.00mm 0.00mm 0.00mm 0.00mm; "> Одноквартирный жилой дом состоит из одной квартиры, вход в которую организован с придомовой территории; блокированный жилой дом состоит из двух и более квартир, вход в каждую из которых организован непосредственно с придомовой территории.

=F52>9 A=>A:8" align="left" style=" padding: 0.00mm 0.00mm 0.00mm 0.00mm; "> Порядок определения минимальных ставок арендной платы за помещения в административных зданиях и сооружениях, находящиеся в государственной собственности: Утв. Указом Президента Республики Беларусь от 21.08.1996 № 302 (доп. от 18.03.1998 № 136; от 24.08.2000 № 460; от 12.03.2001 № 130).

=F52>9 A=>A:8" align="left" style=" padding: 0.00mm 0.00mm 0.00mm 0.00mm; "> Ст. 8 Жилищного Кодекса Республики Беларусь от 22.03.1999 № 248З.

Ст. 167.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.12.1984 (с изм. и доп.). См. также главу “Отдельные вопросы административной ответственности должностных лиц общественных объединений”.

Правила оформления и рассмотрения документов, представляемых для государственной регистрации политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений, а также постановки на учет и государственной регистрации их организационных структур: Утв. Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 01.12.2000 № 22.

Заполнено для международных и республиканских ОО, в случае обращения в Отделы по архивам и делопроизводству облисполкомов Вам необходимо изменить соответствующие реквизиты.

=F52>9 A=>A:8" align="left" style=" padding: 0.00mm 0.00mm 0.00mm 0.00mm; "> Положение о нагрудных знаках в Республике Беларусь: Утв. Указом Президента Республики Беларусь от 24.11.2000 № 615.

Порядок учреждения нагрудных знаков государственных организаций и общественных объединений: Утв. Указом Президента Республики Беларусь от 13.04.2001 № 200.

=F52>9 A=>A:8" align="left" style=" padding: 0.00mm 0.00mm 0.00mm 0.00mm; "> Правила оформления и рассмотрения документов, представляемых для государственной регистрации политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений, а также постановки на учет и государственной регистрации их организационных структур: Утв. Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 01.12.2000 № 22.

=F52>9 A=>A:8" align="left" style=" padding: 0.00mm 0.00mm 0.00mm 0.00mm; "> Гражданский Кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 № 218З (изм. и доп. от 14.07.2000 № 415З; от 03.05.2001 № 7З).



2

Наверх

УВАХОД У СIСТЭМУ
Iмя
Пароль

 


Праект Праграмы развiцця ААН на Беларусi
  Праграма "Партнёрства для культуры" Шведскага iнстытута
  Рэалізацыя праекта БРГА "Аб'яднаны шлях".
e-mail:
  - стварэнне партала
© БРГА «Аб’яднаны шлях», 2003-2005
Пры выкарыстанні матэрыялаў сайта спасылка на крыніцу абавязкова.
Інфармацыя на сайце не з'яўляецца афіцыйнай пазіцыяй БРГА "Аб'яднаны шлях".
Адміністрацыя сайта можа не падзяляць думкі аўтараў размешчаных матэрыялаў.