Общественное объединение «Общество белорусского языка имени Франциска Скорины»

 

     В планах советских коммунистов Беларусь виделась первой союзной республикой, которая приступит к построению коммунизма практически. Естественно, что говорить в такой республике будущего люди должны на языке «новой  социальной общности людей советского народа» (цитата из материалов 25 съезда КПСС), т.е. на русском. К этой цели советская власть шла многие годы с большевистской настойчивостью и неумолимостью.

    Для преодоления трагических последствий русификации в 1989 году было создано «Таварыства беларускай мовы імя Францішка Скарыны» («Общество белорусского языка имени Франциска Скорины», далее Общество).

    Его организовали и возглавили известные в Беларуси учёные и литераторы. Свою цель они видят в придании белорусскому языку реального государственного статуса и защите прав той части населения страны, которую, в силу разных причин, коммунистам не удалось отвратить от использования белорусского языка.

    Спустя 13 лет после создания при Обществе работает 8 комиссий: организационная, образовательная, терминологическая, по культуре языка и уточнению правописания, по топонимике и исторической символике, по звуковому и видовому оформлению бытовой среды, по связям за рубежом и издательская.

    Структуры общества имеются в 76 населенных пунктах страны, а также в Москве, Иркутске, Вильно, Петербурге и Риге. К октябрю 2001 года Общество насчитывало 9000 действительных членов. Крупнейшими достижениями в своей деятельности за прошедшие годы Общество считает участие его членов в следующих мероприятиях:

подготовка Закона «О языках в Белорусской ССР» и контроль над его исполнением (1990);

создание «Государственной программы развития белорусского языка и иных национальных языков в Республике Беларусь» (1991);

издание книг: «Нарысы з гісторыі беларускага мастацтва» М.Шчекотихина, «Пачаткі роднае мовы» В.Раманцевич, «Геаграфія Беларусі» А.Смолича, и терминологических словарей по физике, высшей математике, зоопаразитологии и ботанике (1990  1995);

проведение совместно с Министерством образования двух национальных конференций по проблемам белорусской терминологии (1994, 1995);

издание 523 номеров еженедельника «Наша слова» тиражом 5600 экземпляров (1990-2001);

участие в контроле над ходом переписи населения с целью выявления нарушений права на пользования белорусским языком (1999);

бесплатная раздача, совместно с независимыми профсоюзами более 500 книг по белорусской истории бедным семьям (1999);

проведение, совместно с Белорусским Университетом культуры научно-практической конференции «Універсітэты Ельскіх» (1999);

проведение детских конкурсов «Беларусь моими глазами» (собрано 56 рисунков, выявлено 10 победителей) и «Беларусь  наш дом в 21 веке» (собрано 600 сочинений) (1999);

проведение, совместно с Архивом Новейшей Истории, конкурса «Повседневная жизнь в Беларуси: 1945-1965» (1999);

проведение, совместно с Обществом белорусской школы, конкурса на лучшую белорусскую сельскую школу, в котором приняло участие 50 школ (2000);

издание книги «Онемение: хроники уничтожения белорусского языка», посвященной русификации во второй половине 1990-х годов (2000);

проведение научно-практической конференции «Закон о языках итоги и перспективы» (2000);

проведение научно-практической конференции «Белорусская топонимика история и современность» (2000);

проведение, совместно с Центром по правам человека, конференции «Национальная идея: пути консолидации общества» (2001);

пикетирование в поддержку Белорусского национального университета, газеты «Наша Нива», Белорусского гуманитарного лицея, белорусского языка (1996-2001);

проведение конкурса школьников и студентов Минска «Знайте свой город» ( 2000);

бесплатная раздача 10000 книг сельским, школьным, районным библиотекам и библиотекам отделений Общества (1999  2000);

создание книжного клуба, организующего встречи граждан с белорусскими писателями;

создание библиотеки старинной белорусской книги из более чем 600 книг (1999  2001);

создание инициативной группы Белорусского национального университета из 68 авторитетных деятелей белорусской науки и культуры и разработка ею концепции БНУ (2000  2001).

сбор 50000 (продолжается) подписей под требованием обеспечить конституционное право получать высшее образование на белорусском языке (1999  2001);

мониторинг лингвистических прав граждан;

создание Концепции Стратегии защиты и развития белорусского языка (2001).

    Специфика и разносторонность работы Общества, многочисленность его первичных организаций не позволяют руководителям Общества  назвать конкретный проект, заслуживающий специального рассмотрения в нашей небольшой книге.

    Однако стоит взглянуть на статистику. Цифры последней переписи населения порою красноречивее многих слов. Мы увидим, что дали нашему многострадальному народу годы перемен. Годы, когда родной язык титульной нации продолжали унижать, изгонять, преследовать, игнорировать сотни и тысячи бездушных чиновников, бывших и нынешних коммунистов и комсомольцев, сменивших преданность марксизму-ленинизму на преданность любому начальству.

    Мы увидим, что по-белорусски стало говорить больше людей. И это главный результат работы Общества белорусского языка.

    Особую обеспокоенность защитников белорусского языка вызвала ситуация, сложившаяся после референдума 1995 года, по результатам которого русскому языку был придан статус второго государственного. В условиях Беларуси эта, позитивная с точки зрения жителей правовых государств акция, направленная на защиту прав национального меньшинства, повлекла катастрофическое насильственное сокращение использования языка титульной нации во всех сферах жизни. Особенно быстрыми темпами сокращался набор в начальные школы и классы с белорусским языком обучения.

    Получить же высшее образование на родном языке белорус в родной стране не может вовсе.

    Общество белорусского языка начало сбор подписей за открытие национального университета и к началу 2001 года собрало их более 55 тысяч. Национальный университет, естественно, так и не открыли, а вот сам ход массовой кампании позволил отстоять позиции белорусского языка в средней школе и законодательстве.

    К тому же в новой редакции Закона Беларуси «О языках» появился параграф 32 в котором говорится «система высшего образования обеспечивает гражданам возможность обучения на одном из государственных языков Республики Беларусь путем создания белорусскоязычных или русскоязычных групп (потока)».

    Появление законодательной базы у абсолютно справедливых и естественных требований дискриминируемого национального большинства позволяет надеяться, что по мере осознания нынешним либо будущим руководством страны сути и значения национального вопроса, шансы на появления целостной системы обучения белорусов на родном языке возрастут.