Иван Веденин: "Если культурный проект имеет креативную составляющую и вызывает радость, он соберет средства"

19.10.2017

Каким должен быть культурный проект, чтобы провести эффективную краудфандинговую кампанию? Рассказывает и дает советы культурным менеджерам Иван Веденин, креативный директор белорусского онлайн-акселератора проектов Talaka.

Делать дело «талакой» в Беларуси означает «работать вместе», «совместно». Это слово обрело новое значение с появлением краудфандинга. В 2013 году была создана платформа для реализации проектов Talaka. Древнее понятие отлично прижилось в цифровом мире, и теперь в Беларуси всей «талакой» помогают проектам расти и собирают средства для их реализации.

За 2016 год посредством краудфандинга в Беларуси было собрано $374 281. Прогноз на 2017 год – $500 000! За 5 лет количество собранных средств выросло в 9,5 раза. Около половины проектов (48% по данным платформы Talaka) – из сферы культуры.

Иван, какие краудфандинговые платформы сегодня работают в Беларуси?

Это Talaka, Ulej.by, аукцион благотворительных встреч «Мае Сэнс», а также «Имена» – независимый журналистский проект, который дает возможность поддерживать благотворительные проекты. Ulej.by работает как коммерческая платформа – они взимают комиссию с собранных средств. Talaka – некоммерческий проект. Предмет нашей заботы – это развитие Беларуси, и у нас есть связанная с этим внутренняя философия. Мы решили, что Talaka – это «совместный труд на общее благо», то есть для нас важна социальная значимость проектов.

Сейчас мы все больше работаем междисциплинарно – на стыке культуры, предпринимательства и социального предпринимательства. Но технология, суть которой в том, что люди объединяются вокруг интересных для них идей и проектов, сохраняется.

Вы сказали, что у вас есть своя внутренняя философия краудфандинга. В чем основная идея?

Мы хотим, чтобы Talaka сама по себе была «на равных» с другими проектами на платформе и имела равные возможности. Вскоре мы запустим нашу собственную краудфандинговую кампанию и предложим поддержать нас. Пока платформа работает как классический стартап. У нас есть инвестор. Но все время работать на инвестициях невозможно. Нам нужны средства, поскольку у нас работают программисты, а это самая дорогая профессия сегодня. Наша стратегия самофинансирования заключается в выстраивании определенных взаимоотношений с аудиторией. Стратегическая цель – обмен аудиториями, то есть проекты, которые приводят свои аудитории на Talaka, делятся аудиториями с другими проектами, а все аудитории в совокупности становятся общей аудиторией платформы.

Как работает технология краудфандинга?

Все начинается с активного лидера, который готов продвигать свою идею. Он размещает ее на платформе. Начинается первый этап – развитие идеи. Если идея сырая, то организатор получает возможность ее доработать – ему советуют, дают рекомендации. На втором этапе лидер собирает команду, приглашает PR-менеджера, программиста или других необходимых специалистов. Это основа команды, люди, которые помогут сделать первые шаги. Затем он может снова обращаться за экспертной помощью к аудитории, но теперь его задача представить прототип, или хотя бы эскизы, чтобы дать понять, что он хочет делать и какие задачи планирует решить. Затем сбор средств – это финальный этап.

Задача команды Talaka – сделать платформу удобной, чтобы каждый мог самостоятельно запустить идею, получить обратную связь и, когда будет готов, начать сбор денег. Мы сотрудничаем с авторами проектов от начала и до конца реализации и помогаем на каждом этапе. После сбора средств проект не заканчивается. Команда показывает, что они делают, как используют полученные средства. Потом, возможно, запускают новый проект.

Благодаря такой универсальной схеме мы работаем как с теми, кому нужны деньги, так и с теми, кто может реализовать проект без финансов. Например, если надо привлечь волонтеров, информационных спонсоров, партнеров, которые предоставят необходимый ресурс. На мой взгляд, проекты с бюджетом до 1000 долларов можно реализовать без денег. Если надо снять помещение или пригласить спикеров, – все это можно сделать, не привлекая финансы и без сложностей, которое финансы за собой влекут.

Неопытные люди часто считают, что им не хватает денег. Это иллюзия. На самом деле им не хватает много чего другого, а денег – в последнюю очередь.

Сейчас на платформе работает два больших раздела «проекты» и «сообщества». Регистрируясь на платформе, пользователи могут указать какие у них компетенции.

Я думаю, что сейчас в Беларуси «Инстраграм» – это платформа, где можно смотреть, «Фейсбук» – где можно обсуждать, а Talaka – где можно конкретно что-то сделать. Talaka – платформа совместного действия. Мы бы хотели, чтобы она была включена в ежедневные практики. Сейчас у нас примерно 40% проектов из Минска, остальные – региональные.

Какое место в этой системе занимают культурные проекты? Какие культурные проекты преобладают?

За 2016 год культурные проекты составляют 48% всех собранных средств, это примерно 80 тыс. дол. Но если посмотреть по количеству проектов, то в 2016 году культура – это 55% всех проектов. То есть проектов больше, но они собирают меньше денег, чем, например, благотворительные и социальные. Среди культурных проектов самыми рейтинговыми являются:

  • издание и перевод книг – авторы собрали 22 тыс. долларов;

  • музыка – 12 тыс. долларов;

  • культурное наследие – 8 тыс. долларов (например, Парк миниатюр замков Великого княжества Литовского или реконструкция монеты ВКЛ).

Какой культурный проект вас лично впечатлил?

В 2016 году чемпионом стала книга «Радио Прудок» – литературный дневник Андрея Горвата, журналиста, который уехал в деревню и описывал свои впечатления от новой жизни. Еще один проект, который меня лично очень впечатлил, – это книга, труды белорусского социолога Владимира Абушенко. После его смерти, в 2015 году, ученики решили издать его лекции в формате книги и запустили кампанию. Меня проект удивил еще и потому, что, несмотря на узкую аудиторию этого издания, они собрали средства – поучаствовало около 200 человек. А еще издание «Хроники Нарнии» на белорусском языке – проект был первым среди всех, кто собирал средства на перевод и издание книги.

Вы сказали, что этап сбора средств на платформе – самый сложный. В чем сложность, и как ее преодолеть?

Работа с деньгами усложняет реализацию любого проекта – это не секрет. Появляется ряд финансовых обязательств, отчетность, поиск лучших поставщиков, администрирование. На первый план выходит PR-составляющая – надо убедить людей, что идея заслуживает внимания, вовлечь аудиторию, подготовить человека принять решение поддержать проект и стать его частью, например, получить книжку, которая в результате будет переведена и напечатана. Планирование всех этих активностей ложится на плечи автора, который может хорошо представлять, как придумать проект, но финансы, PR и продажи бросают его в пучину около предпринимательских навыков. Он вынужден мыслить и конкурировать в другой области.

Иногда культурным менеджерам тяжело отвернуться от своего культурного продукта и повернуться к людям, зарядить их своим настроением, своим отношением к делу. Краудфандинг облегчает этот процесс. Он позволяет вырастить сообщество вокруг идеи. Такие социальные связи помогают проектам. Платформа позволяет запустить механизмы конвертации социального капитала в финансовый.

Как работает финансовый механизм? Были ли проблемы с налаживанием работы Talaka?

Нам, для того чтобы открыть возможность сбора денег, надо было решить проблему легализации в правовом и финансовом полях. Это новая сфера деятельности для Беларуси в принципе. Надо было найти такую форму работы, которая не создавала бы сложностей ни нам, как платформе, ни нашим авторам, ни спонсорам. Когда мы начали искать банк-партнера, оказалось, что не все банки готовы технически и юридически. Пришлось учитывать и интересы банка, чтобы не происходило каких-то нежелательных для него активностей. Этот процесс переговоров и запуска затянулся почти на два года, с 2013 до 2015. Сегодня деньги от спонсора поступают напрямую в кошелек автора, минуя нас как платформу.

Не все проекты доходят до финала. В чем причина неудач, на ваш взгляд?

Если автор активен и делает то, что нужно, – проект соберет деньги. Но если автор бросает дело, то и проект гаснет. Нужна неделя, чтобы понять, состоится проект или нет. Если работать по алгоритму, который предлагает Talaka, то вероятность провала сильно снижается. У нас есть сообщество опытных авторов, с которыми можно посоветоваться или втянуть их свою команду. Некоторые люди ведут несколько проектов одновременно – где-то работая волонтерами, где-то помогают, консультируют. И это нормальный процесс, опыт и развитие.

Как человеку продвинуть свою идею на платформе Talaka?

Культурным менеджерам, надо прежде всего:

1. Изучить все инструменты, которые предоставляет платформа. Это совет для опытных. Большой плюс Talaka в том, что она позволяет одновременно с фанрайзингом реализовывать и PR-кампанию.

2. Написать заявку. Заявка на платформу отличается от заявки на грант. Надо составить заявку с точки зрения потребителя. Это другая система координат. Вероятность успеха опытного менеджера в случае наличия хорошей заявки довольно высока.

3. Научиться распоряжаться деньгами. Поэтому тем, кто только начинает, я бы предложил пройти путь безденежной реализации проекта и по ходу ознакомиться с инструментами проекта. Очень полезно поучаствовать в других проектах. Помочь, побыть волонтером, кого-то поддержать деньгами и посмотреть, какие эмоции ты при этом испытываешь. Какие чувства вызывает участие? И когда человек поймет, что значит быть помощником волонтером, спонсором, приходит понимание, как привлечь людей в свой проект. Это очень важный навык.

4. Собрать команду – единомышленники, люди с навыками, которые разделяют ценности и идею.

Некоторые используют платформу, для того чтобы масштабировать (расширить) свою деятельность или уже имеющийся позитивный опыт. Это тоже очень хорошо.

Каковы особенности продвижения проектов в сфере культуры?

Очень важно быть креативными на каждой стадии кампании. Если есть креативная составляющая, то культурные проекты становятся очень выгодно отличающимися от остальных.

Социальный проект ориентирован, как правило, на сочувствие, эмпатию. Бизнес-проекты – это услуги и прямая польза. А культурные проекты дарят людям радость. Для этого надо постараться и запрограммировать эту эмоцию внутрь проекта. Если культурный продукт – картина, книга, диск – вызывает чувство радости, он соберет деньги.

Какие проекты вы бы хотели сегодня видеть на платформе?

5 самых успешных культурных проектов на Talaka

1. Один из уникальных культурных проектов «Программа Мивия». Автор Людмила организовала экскурсии для слабовидящих и создала макеты зданий, чтобы слабовидящий человек мог познать мир вокруг себя. Также в рамках проекта были проведены «экскурсии с завязанными глазами» для всех желающих.

2. Проект «Пешеходка» – фестивали и музыкальные мероприятия на улицах Минска. Когда в 2015 году был конкурс городских проектов, жюри «завалило» этот проект. Но автор не сдался, продвинулся дальше и превратил «Пешеходку» в долгосрочную, постоянно действующую активность. На Talaka он сделал первый шаг.

3. Перевод книги «Свинка Пэпа» на белорусский язык. В 2015 году это был самый успешный краудфандинг-проект. После чего его автор превзошел свой же рекорд уже с проектом перевода «Хроники Нарнии» в начале 2016 года.

4. Фотоальбом «Лошыцкі дыярыуш» фотохудожника Валерия Ведренко. Был реализован полностью силами автора и только с использованием его социальных сетей.

5. «Запись нового альбома Port Mone trio с использованием энергии возобновляемых источников энергии» – проект собрал более $8000 и пока является наиболее финансово успешным культурным проектом.

5 советов для культурных менеджеров, которые планируют сбор средств на краудфандинговых платформах

  • На время забудьте о культуре и подумайте о людях и сообществах. Попытайтесь понять, что им нужно, какие у них есть потребности, запросы и мечты, как они принимают решения. И только после этого вернитесь к своему проекту и начинайте думать, как совместить культуру с социальным запросом.

  • Соберите команду единомышленников и «фанатов» вашего культурного продукта. Разделите с ними ответственность за продвижение проекта. Проведение PR-кампании может стать интересным и полезным опытом для всех.

  • Изучите успешные кейсы в своей сфере. Постарайтесь понять, благодаря чему другие проекты достигли успеха. По возможности пообщайтесь лично с авторами проектов, чтобы узнать тонкости успеха проекта.

  • Используйте медиапланирование для повышения предсказуемости результатов кампании. Это значит, что вы должны уметь считать охваты медиаматериалов в СМИ и социальных сетях, оценивать конверсию (читатель -> заинтересованный -> спонсор) и на основе этого оценивать объем усилий, необходимый для привлечения средств.

  • Начните с малого. Если это первая ваша краудфандинг-кампания, то трезво оцените ваши ресурсы и не замахивайтесь на слишком большую сумму в первый раз. Один человек вполне может провести кампанию на $500, команда из 3-5 человек – на $1500-3000, популярный блогер – на $3000-$5000, наличие в качестве партнера интернет-СМИ может дать около $10000.

https://www.culturepartnership.eu/article/ivan-vedenin