Если добрый ты, это хорошо

Рэгіён:
30.04.2016

21.04.16.В Минске появился театр, в котором ребята с аутизмом будут играть на одной сцене с обычными сверстниками. Такого в нашей стране еще не было. Мы побывали на прослушивании и посмотрели, как набирают особенных актеров.

– Это называется инклюзия, – рассказывает художественный руководитель проекта Ирина Пушкарева. – Мы видим, что ребята с удовольствием общаются. Те, у кого были с этим трудности, быстро начинают опять разговаривать, смотреть в глаза, играть. Результат заметен буквально через пару занятий. 
 
В творческой студии Ирины Пушкаревой дети с аутизмом занимаются бесплатно:
 
– Родители и раньше приводили к нам деток с различными поведенческими реакциями, но это были единичные случаи. А идею создать инклюзивный театр подала руководитель международной благотворительной организации «Дети. Аутизм. Родители» Татьяна Яковлева. Нас инструктировали психологи из этой организации: объяснили, как правильно себя вести и реагировать, на что обращать внимание. У нас ведь разные детки. Есть такие, кто не может разговаривать, самостоятельно что-то делать. Для них во время занятий обязательно сопровождение индивидуального психолога, или тьютора.
 
В студии активно идут прослушивания и репетиции. Первую полномасштабную работу, мюзикл «Флейта Чарадзейка», ребята покажут 3 июня на сцене Белгосфилармонии. Спектакль будет на белорусском языке – чтобы подогреть в маленьких артистах интерес к своей культуре. Кстати, один из утвержденных актеров с аутизмом Кастусь Жибуль сам написал текст, который включили в сценарий.
 
– На самом деле с учениками студии работаем над мюзиклом. Ребят с аутизмом привлекаем только сейчас, потому что важно включить их в уже готовую среду. Ведь если что, остальные участники помогут и подскажут. Зритель не догадается, что вышел ребенок с аутизмом и у него что-то не получается. Наша задача, чтобы на сцене было целостное художественное произведение.
 
Сегодняшний вечер отведен специально для прослушивания ребят с аутизмом. Из помещения выходят все, кто не связан с процессом, – нужна спокойная обстановка. Психолог Антонина Недвецкая обязательно присутствует в комнате:
 
– Буду обращать внимание на то, есть ли у ребенка нежелательное поведение, с чем предстоит работать. Смотрю, насколько он выполняет все инструкции, и определяю, нужен ли тьютор. 
 
На каждого отводится по 20 минут. Первой порог переступает восьмилетняя Камилла. Садится за синтезатор и начинает перебирать клавиши. Педагог Марина Сото показывает, как включается инструмент, просит нажать то черную, то белую клавишу, демонстрирует высокие и низкие ноты. «Это звучит, как котик. А это птичка. А где медведь? Волк?» Так происходит до тех пор, пока девочка не замечает фотографа. После этого ее занимает только камера. 
 
Антонина обещает, что Камилла получит фотоаппарат после того, как сделает то, что говорит педагог:
 
– Дети с аутизмом занимаются, пока им интересно. Но потом нужно использовать поощрение, в данном случае фотоаппарат. Иначе работать не будут.
 
Камилла сначала отказывается, но все-таки садится за инструмент и делает упражнение. 
 
– У таких детей проблема контакта с большими группами людей. Если бы у нее получилось выступление перед большой аудиторией, ей было бы легче в жизни, – считает папа девочки Павел Терешкович.
 
Ирина Пушкарева рассказывает, что проект направлен еще и на то, чтобы обеспечить для таких ребят будущее:
 
– К сожалению, многие из них не могут получить профессию. А театр даст возможность не только социализироваться, но и найти дело жизни. Здесь и танцы, и вокал, и актерское мастерство, и хореография, и грим. Декорации можно делать. Со временем мы хотим открыть мастерские, где ребята будут учиться делать что-то руками.
 
Через месяц у Андрюши Ковалева день рождения – ему исполнится пять лет. Это первый раз, когда мальчика приводят на занятия творчеством. Мама Татьяна о театре прочитала в интернете:
 
– Хочется, чтобы сын не сидел дома, а чем-то увлекался. 
 
Парню нравится синтезатор. Он охотно нажимает на клавиши, делает упражнения и не думает останавливаться. Поет песенку из «Красной Шапочки» и даже немного наигрывает мелодию вслед за педагогом.
 
– Отлично, можно заниматься без тьютора, – заключает Антонина. 
 
Педагоги мальчиком очень довольны, говорят, есть потенциал, а вот мама сомневается: ничего особенного не увидела.
 
Ирина Пушкарева замечает, что очень часто мамы и папы бывают слишком категоричны: 
 
– Сколько раз наблюдала, как исправляют своих деток, говорят, что нужно делать по-другому. А ведь для творчества так необходима поддержка. Это нужно помнить любому родителю.
 
У некоторых участников кастинга неожиданные музыкальные вкусы. Например, шестилетний Андрей больше всего любит песни Высоцкого. Прослушивание дается ему нелегко, поэтому пока с мальчиком будут заниматься индивидуально.
 
Десятилетний Максим Лагун исполняет песенки из любимого мультика про кота Леопольда и очень артистично запевает: «Если добрый ты, это хорошо». Его хвалят, и  внимание парню нравится: 
 
– Особенно женское, – улыбается мама Екатерина.
 
Сейчас Максим ходит в обычную школу, занимается рисованием. Ирина Пушкарева рассказывает, что его картины собираются использовать в постановке:
 
– Сейчас каждому, кто играет персонажа, дали задание изобразить своего героя. Эти рисунки потом увидим на костюмах и в элементах декораций. Но об этом ребята пока не знают.
 
Под конец прослушивания появляются малышки Яна и Аня. Пока пятилетняя Яна поет, ее двухлетняя сестричка пытается все потрогать и везде поучаствовать. Закончив с припевом, девочка поворачивается к маме, улыбается и показывает лайк. Аутизма у них нет, но мама Юлия Пальчевская считает, что дочкам будет полезно поучаствовать в инклюзивном театре:
 
– О том, что проходит набор, узнала из «Фейсбука». Яна уже два года занимается в обычном театральном кружке. Она очень общительная и веселая и могла бы заряжать деток радостью и энергией. А еще хочу, чтобы дочки видели, что есть разные люди и ничего страшного в этом нет. Чтобы научились с ними общаться и быть терпимыми. Это очень важно.
 
Елена Талалаева

Air Jordan XI 11 Low