Руководство по эксплуатации журналистов

Автор статьи: Мария Малиновская, консультант проекта ЕС/ПРООН "Борьба с торговлей женщинами в Республике Беларусь"

Предисловие

Как только не называют журналистов: папарацци, борзописцы, стервятники,  и это еще не самые обидные прозвища. Кто хоть раз попадал в ситуацию, когда слова перевирали, а цитаты с кровью выдирали из контекста, с этими прозвищами согласится. Представьте, что Вы только что купили микроволновую печь и пытаетесь приготовить обед. Курица получилась резиновая, яйца взорвались, сосиски сморщились. Чертыхаясь, Вы находите инструкцию по использованию микроволновок и читаете, что яйца вообще-то в печке варить не рекомендуется, курицу нужно засовывать в специальный пакет, и так далее. КТО ВИНОВАТ Вы или микроволновка? Вопрос философский и обсуждению здесь не подлежит. Давайте лучше обсудим, ЧТО ДЕЛАТЬ, чтобы у Вас получился съедобный обед.

Стратегия презентации

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЯВКИ ЖУРНАЛИСТОВ

Проверьте, не происходит ли в мире что-нибудь, могущее отвлечь журналистов от Вашей темы. Например, не назначайте презентацию в один день с визитом делегации Газпрома в разгар «газового конфликта».

Напишите пресс-релиз и разошлите его в информационные агентства, которые готовят пакеты сообщений во все СМИ.

  Основные требования к пресс-релизу:

1. Укажите, кто является организатором данного мероприятия.

2. Название мероприятия не должно быть длинным или слишком официозным, и в то же время должно содержать точные формулировки. Эту статью можно было бы озаглавить: «Выработка положительных эмоций в процессе исследования реакции на действия работников средств массовой информации как один из эффективных методов пиар-менеджмента», однако вряд ли такой заголовок дочитают до вторых кавычек. Журналист никогда не напишет: «Создана структура для жертв торговли женщинами». Он напишет: «Открылся приют для жертв секс-торговли». Конечно, перенимать язык газетных заголовков не следует, однако стоит облегчить восприятие информации.

3. Включите в пресс-релиз программу мероприятия.

4. Включите краткое описание Вашего проекта (цель, пути реализации и конкретные результаты), а также краткое резюме в чем смысл Вашей презентации. Например, презентация посвящена выпуску новой книги в рамках проекта борьбы со СПИДом, значит, рядом с кратким описанием проекта должен быть абзац, посвященный книге. Желательно с цитатой из нее. Кстати, выпуск новой книги повод довольно скучный. Создайте информационный повод. Ваш пресс-релиз может включать фразы: «Только в этой книге Вы прочитаете», «Эксклюзивный материал», «Теперь одним секретом стало меньше» и т.д.

5. Выделяйте важную информацию жирным шрифтом. Разбейте пресс-релиз на несколько частей.

6. Не забудьте указать контактные телефоны.

7. Если предусмотрен фуршет или кофе-пауза, упомяните об этом в пресс-релизе.

Договоритесь с журналистами лично, если это возможно. В большинстве случаев пресс-релиз оседает на столе у шеф-редактора в куче других пресс-релизов. Чтобы Ваш пресс-релиз не «закопали», звоните редактору, напоминайте о своей презентации и просите выделить журналиста. Главное, чтобы редактор поверил, что без этой темы его газете не жить.

СЕРВИС

  Помещение должно быть светлым. Тяжелые драпировки и деревянные панели на стенах создают унылый антураж. К тому же для камер придется устанавливать дополнительный свет. Проверьте, чтобы розетки были удобно расположены.

Не ставьте столы президиума так, чтобы люди оказывались сидящими спиной к окну. Если это к тому же единственная стена с окнами, лица в президиуме будут черными. Вспомните, какие фотографии получаются, если снимать против солнца.  Проверьте, чтобы в кадр не попали розетки, дверные ручки и мусорные ведра. Завесьте все, что можно, плакатами по Вашей теме. Поставьте на стол флажки. Чем ярче «картинка» и больше деталей, тем выигрышнее смотрится сюжет.

Позаботьтесь о раздаточном материале блокнотах, ручках, справочной информации по Вашему проекту.

ГАРАНТИЙНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ

  Договоритесь с редактором о том, что Ваша статья выйдет в его издании, уточните номер и заголовок. Не настаивайте на официальных формулировках. Все равно Ваша информация выйдет примерно в таком стиле: «В колхозе "Авангард" Толочинского района работники дождались зарплаты спустя полгода. Но денег колхозники не увидели. Зарплату выплатили живыми бычками. Кто с колхозников одного бычка привел на подворье, а кто  два и даже три. Словом, мясом крестьяне обеспечены, значит, перезимуют. Бычков в колхозе разобрали, коров тоже мало осталось (что от бескормицы сдохли, что на зарплату раньше сдали).Чем в дальнейшем зарплату платить? Весной, говорят, изношенными тракторами и сеялками. На том колхоз, видать, и кончится». Даром что тема объявлялась как «Проблемы сельского хозяйства. Пути реализации продовольственной программы».

Телевизионщики должны успеть в ближайший выпуск новостей. Например, если Вы хотите, чтобы материал был в эфире в 12.00, презентацию нужно начать не позднее 10.00, чтобы журналист успел снять материал, написать текст, согласовать его с редакцией и смонтировать сюжет.

Отдельно договоритесь об упоминании организаторов презентации. Журналисту это упоминание совсем не нужно. Более того, редактор обязательно попытается это напоминание выбросить. Оно относится к разделу: «Вода», а воду из материала безжалостно выжимают. Согласно нашей журналистской людоедской терминологии, Ваша информация должна попасть в раздел под названием «Мясо».

Если Вы договорились, что журналист должен Вам позвонить с тем, чтобы завизировать материал, а от него ни слуху, ни духу  позвоните журналисту сами. Скорее всего, у него еще две темы висят, одна статья с прошлой недели не дописана, и он катастрофически опаздывает в номер. Поинтересуйтесь, кстати, когда последний срок сдачи материала редактору. Материал, который уже заверстан в номер, исправить сложнее.

МАЛЕНЬКИЕ СЕКРЕТЫ БОЛЬШОГО УСПЕХА

Не затягивайте официальную часть, лучше отведите больше времени на пресс-конференцию.

Продемонстрируйте на презентации видеоматериал. Можно договориться с тележурналистом о производстве такого материала заранее. Многие сюжеты так и делаются в течение нескольких дней. Например, на презентацию книги в рамках проекта борьбы со СПИДом Вам достанется часть сюжета, повествующая о проблеме СПИДа в Беларуси. Потом журналисту останется «доснять» собственно презентацию книги и вставить ее в готовый сюжет. Даже если видео не содержит упоминания о проекте, оно украсит презентацию.

Исходите из предпосылки, что журналист понимает в Вашей теме столько же, сколько Вы в журналистике. Растолкуйте ему самые важные, на Ваш взгляд, моменты. Поверьте, умный журналист будет Вам только благодарен. Ему-то надо так написать статью, чтобы все поверили, что он разбирается в теме не хуже Вас.

Не раздражайтесь, когда журналисты задают дурацкие вопросы. Во-первых, это может быть провокацией. Значит, Вы отвечаете скучно, и Вас пытаются «расшевелить». Во-вторых, журналист может не сразу «въехать в тему».

Не отказывайтесь от комментария без объяснения причин. Для журналиста нет большей удачи, чем резкий отказ отвечать на вопрос. Он намекнет в статье, что дыма без огня не бывает, и что Ваш отказ отвечать выглядит подозрительно. Сдайте часть информации, сообщите с заговорщицким видом то, что давно известно, только не молчите, а тем более, не кричите.

Чем больше аудитория, тем проще язык. Чем меньше журналисту придется переделывать Ваши сложные фразы, тем меньше информации он переврет.

Сотрудничайте со «своими» журналистами. Наладьте связи с одним человеком от каждого ведущего издания.

Не составляйте черные списки журналистов составьте белый.

Не перекармливайте информацией. Лучше напечатать серию статей в ведущих СМИ в один день, чем предлагать по одной статье в одно СМИ в течение месяца. Все это закончится тем, что в «АиФ» скажут: «Да это уже выходило в «Комсомолке», нам это не нужно». И наоборот, если журналист из «АиФ» сообщит, что завтра эта тема будет раскручена в «Комсомолке», «СБ» и на радио, редактор «АиФ», скорее всего, побоится оказаться за бортом. Самая жесткая конкуренция на телевизионных каналах. Если что-то выходит с утра на одном канале, а на втором утренний выпуск «проспал», журналистов ждет разбор полетов на ближайшей планерке.

Делайте домашние заготовки яркие фразы, интересную статистику, пару-тройку интересных историй.

Не бойтесь камеры или диктофона. Журналист не враг себе он вырежет паузы и «подчистит» материал, если только не захочет выставить Вас на посмешище. Но это уже вопрос взаимовыгодного сотрудничества и Вашей интуиции. Наведите справки о журналисте, если Вы его не знаете. Попросите прочитать Вам по телефону ту часть материала, которая содержит Ваши слова, и ОБЯЗАТЕЛЬНО предыдущее и последующее предложения. Контекст может изменить смысл Вашего комментария.

Не делайте длинных докладов. При подготовке телевизионного сюжета журналист следует правилу: синхрон (чей-нибудь комментарий в кадре) должен быть не позже, чем на 30-й секунде материала. Иначе внимание зрителя рассеивается. Что же говорить о сорокаминутных докладах?

Ваш доклад утомит слушателей, если вовремя не сменить тему, не вывесить диаграмму, не рассказать об интересном случае или не обратиться к аудитории. Оптимальное время для доклада 20 минут, на каждой пятой минуте аудиторию следует «встряхнуть».

Если не хотите выглядеть неприглядно в кадре, следите, чтобы камера была на уровне Ваших глаз. Иначе будете продемонстрированы по «ти-ви» с мешками под глазами или квадратным подбородком. Не надевайте на интервью только белое или только черное, вообще избегайте однотонной одежды. К темному пиджаку наденьте светлую рубашку.

ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТА

 Журналистика жесткий бизнес. И если один корреспондент откажется опубликовать статью, за него это тут же сделает другой. Многих журналистов кормят гонорары, а гонорар, как показывает практика, величина переменная. Часто вопрос честности журналиста это вопрос поединка совести и желания не протянуть ноги. Каждый из нас хоть раз стоял перед таким выбором. Учитывайте человеческий фактор, когда работаете со СМИ.

Эссе о правде жизни

Газетная публикация либо телевизионный сюжет не всегда отражают правду жизни. Это знают все. «Никогда не верь тому, что пишут в газетах, сказал мой дед, подполковник запаса, когда узнал о моем намерении стать журналисткой.  Если увидишь все собственными глазами им тоже не верь». Я считаю своего деда одним из самых мудрых людей на планете. Вместе с солдатским полевым супом он вколотил в меня философское понимание жизни.

Дедов афоризм я вспомнила, когда мы наконец добрались до убежища лесных монахов. Все началось с газетной публикации в «Комсомолке». Корреспондент расписывал жизнь двух монахов-отшельников в белорусской глубинке. Живут в землянке в глухом лесу. Питаются кореньями и ягодами. Соорудили алтарь под деревом и истово кладут поклоны, вознося молитвы за всех земных грешников. Зовут монахов брат Викентий и сестра Вера. Я тогда только начала снимать свои первые телевизионные сюжеты. И очень боялась опозориться в первой командировке. С некоторым трудом пробив командировочные, мы поехали искать монахов. Первым сюрпризом было то, что жилье брата Викентия и сестры Веры располагалось неподалеку от местной железнодорожной станции. Куда монахи периодически наведывались. «Не отшельники, значит»,  подумала я, вглядываясь в подзаплывшие глаза сестры Веры. Отец Викентий обрадовался гостям, препроводил съемочную группу к странному сооружению из картонных коробок.

А как же землянка коренья, ягоды  пробормотала я. Замысел сюжета летел к чертям. Оптимизма не добавило заключение более бывалого оператора, который, улучив момент, шепнул мне на ухо: «Живут в лесу два нормальных бомжа. И я тебя уверяю, все у него ОК с этой сестрой.»

А земляка сгорела! жизнерадостно сообщил хозяин. Еле спаслись. Теперь вот домик построили. Милости просим. Оператор Володя Бобарыко в домик не пролез. Он попытался подсветить внутренность убогого жилища с порога, но безрезультатно. От домика несло сыростью.

А где алтарь? вспомнил Володя.

На алтаре мы похоронили последнюю надежду на приличный сюжет. Я смотрела на пластмассовые цветочки, а в голове по кругу носились мысли: «Командировочные. Бензин. Вторая самостоятельно заказанная тема. Командировочные»

Сейчас, когда за плечами у меня не одна командировка, я бы знала, что делать. Найти в близлежащих деревне или городе другую тему. Сделать сюжет о бомжах. Но тогда я могла думать только о том, что мой коллега из «Комсомолки» тоже, не исключено, вспомнил о командировочных

Когда я согнала сюжет в Москву, он не вышел.

Не хватает резюме,  добил меня редактор. Напиши что-нибудь эдакое Например, что это форпост новой веры.

Форпост новой веры,  кисло повторила я. Хорошо.

Я была рада дописать все, что угодно, лишь бы больше никогда не слышать о брате Викентии и сестре Вере.

Я думаю, что у каждого журналиста хранится в шкафу парочка таких «бомжей».

Эпилог

Данная статья не претендует на звание методического пособия. На самом деле цель этой статьи  выработка положительных эмоций в процессе исследования реакции на действия работников средств массовой информации как один из эффективных методов пиар-менеджмента.