Полезные советы по фандрайзингу

 С 28-29 апреля 2011 канадский профессор Гай Маллабоун проводил семинар по фандрайзингу в Форли. 

Термин фандрайзинг можно определить как привлечение денег, зачастую, крупных и одновременно качественное развитие вашей организации. Таким образом, термин фандрайзинг, по крайней мере, в Северной Америке часто заменяется на advancement. Гай Маллабоун специализируется уже несколько десятилетий на advancement, работал 7 лет в Красном Кресте. Сейчас занимает должность вице-ректора Университета Альберта в Калгари, Канада. Одновременно является консультантом и президентом общества Global Philanthropiс, а также профессором магистерской программы по фандрайзингу и социальному развитию Университета Болоньи.
 
В введении к лекции Гай начал с того, что, во-первых, фандрайзинг намного больше развит на американском континенте, а базовое его отличие от европейского заключается в терминологии, например, major gift используется в Америке, а major donor в Европе. Донор – понятие, кстати, обширное – это и отдельные индивиды, и корпорации, и фонды, а также ассоциации (rotary clubs, профсоюзы). Так, в США и Канаде идет четкая ориентация на деньги (gifts) –капитализм в чистом виде, в то время, как в Европе – на акторов (donors) непосредственно.
 
По мнению профессора, стоит учитывать следующие моменты при фандрайзинге:
 
1. Не надо бояться заниматься им. Надо лишь обладать информацией и понимать склонность человека к филантропии, помощи другим людям деньгами, услугами и т.д. По мнению Гая, не существует нации, в которой невозможно было бы осуществить фандрайзинг, т.к. каждый человека в душе филантроп.
 
2. Стоит четко артикулировать свою позицию – это не доноры что-то покупают, а Вы продаете и предоставляете Им возможность внести огромный вклад в доброе дело. Так, по статистике, из 4,5 прошений 1 заканчивается удачей.
 
3. Доноров важно приближать к себе. Человек, потерявший близкого родственника от рака, весьма вероятно пожертвует в фонд по борьбе с данным заболеванием. Или многие миллионеры, закончившие Университет, часто cчитают, что они ему многим обязаны, потому спонсируют крупные проекты.
 
4. Хороший фандрайзер должен обладать рядом качеств – это умеренные дерзость и агрессивность, уверенность в себе, позитив, энергичность, респектабельная внешность, сдержанность, заинтересованность в людях и другие. Невозможно быть хорошим фандрайзером, не умея общаться с людьми, не выглядя презентабельным. Еще в брошюре 1890 года, которая была выпущена Университетом Чикаго по фандрайзингу!!! содержались следующие советы: «позвольте жертве говорить спокойно», «одевайтесь красиво и дорого», «в случае провала сохраняйте доброжелательность». Таким образом, найти хорошего фандрайзера иногда намного сложнее, чем донора.
 
5. Не стоит также забывать, что интересы донора должны обязательно пересекаться с нашими интересами и нуждами. Так, в  фандрайзинге есть шкала LAI (linkage, ability, interest). Доноров можно проградуировать по ней, определив, у кого схожие интересы с вашими, кто может сколько дать и т.д. Все фандрайзеры мира используют шкалу LAI.
 
6. Обязательно стоит помнить, что перед донором необходимо отчитываться о том, как были потрачены деньги на проект, это называется stewardship или разумным руководством. Всегда нужно помнить, что доноры могут давать не один раз. И причина №1, почему они отказываются финансировать тот или иной проект, заключается в невыполнении обязательств. Рассматривали такой пример – необходимо достать 1 млн долларов, но сумели достать только 300.000. В таком случае лучше вернуть деньги, если нет уверенности, что сможете достать еще 700.000, потому что самое страшное – не выполнить обязательства. С таким подходом Вы наверняка получите в будущем какие-то деньги от этой организации на другие проекты. Таким образом, trust – основа фандрайзинга.
 
Профессор поделился также важными методами, которые непосредственно он использует в фандрайзинге:
 
·        Его университет ежегодно организовывает вечер в стиле black-tie, куда приглашаются ученые, мэр, бизнесмены, а также потенциальные и реальные доноры. Таким образом, за бокалом шампанского происходит некая «обработка». Потом собирается и анализируется информация, а далее предпринимаются конкретные шаги.
·        Раз в месяц Гай собирает заседание комитета по фандрайзингу, где назначается человек, ответственный за того или иного донора. Бывают ситуации, когда за донора ведется спор, кто будет с ним поддерживать контакт. В таком случае, Гай берет этот кейс на себя.
·        Также, в Канаде принята практика отчетов, когда в конце каждого месяца работники отчитываются, сколько было предпринято шагов, по каким проектам, какие типы эти шагов (начальный, развитие связей, отчет по проекту и т.д.). Хороший фандрайзер должен предпринять 35 шагов в месяц (встречи, письма, просьбы).  Причем, после каждого такого шага необходимо внести результат в базу данных, т.к. по прошествии лет история взаимоотношения с донором может оказаться весьма полезной. Полагаю, что это очень хорошая дисциплинарная практика, но, как отметили итальянцы, у них такого не предусмотрено. Итак, всегда стоит помнить, что любые шаги приводят к деньгам, а это самое важное в фандрайзинге.
 
http://capriciosa.ru/ru/poleznye-sovety-po-fandrajzingu.html